Для него жить со смыслом – значит летать

Герой России полковник Игорь Матковский стал достойным продолжателем дела своего отца.

У каждого офицера свой путь к мечте, к освоению воинской профессии и достижению подлинного мастерства в своём деле. Герой России полковник Игорь Матковский, став военным лётчиком, продолжил дело отца. За годы службы он не только не подвёл его, но и внёс достойный личный вклад в развитие палубной авиации, воспитание молодой смены пилотов, а ещё – в победу над террористами в Сирийской Арабской Республике.

Движение вверх
С ранних детских лет Игорь знал, что, повзрослев, обязательно пойдёт по стопам отца. Своё детство он помнит по играм «в лётчиков» да походам вместе с Матковским-старшим на военный аэродром. Парень не просто мечтал о небе: ещё в школе он мысленно представлял себя в кабине боевого самолёта, совершающего сложнейшие виражи в небесной выси.
– Всё моё детство прошло в авиационных гарнизонах, – вспоминает Игорь Феоктистович. – Мальчишками мы часто бегали к лётному полю, со стороны наблюдали за полётами. А лучшими игрушками для нас зачастую были выслужившие своё детали, принесённые
с аэродрома. С годами мои намерения стать военным лётчиком только укреплялись. Ни с чем не сравнимо чувство радостного волнения, которое я каждый раз переживал, когда папа разрешал посидеть в кабине самолёта или вертолёта.
Его отец, полковник Феоктист Матковский, в начале 1970-х годов возглавлял группу лётчиков, которая осваивала палубный штурмовик Як-36М – прототип первого в СССР серийного самолёта вертикального взлёта и посадки, легендарного Як-38. Под руководством Феоктиста Григорьевича был сформирован корабельный штурмовой (впоследствии истребительный) авиационный полк – первая и на долгие годы единственная в стране воинская часть подобного профиля. В ранге командира полка Феоктист Матковский участвовал и в первом походе тяжёлого авианесущего крейсера «Киев», а ещё он, как и положено командиру, первым из лётчиков посадил на палубу этого советского авианосца Як-36М.
Известно, что наряду с романтикой труд лётчика сопряжён с опасностью, с постоянным риском. «Обратную сторону» лётной работы Игорь Матковский тоже осознал ещё в юности. Когда ему было 16 лет, случилась трагедия: во время тренировочных полётов на МиГ-21У его отец погиб.
– Навсегда запомнил тот день – 15 апреля 1977 года. Отец просто ушёл на полёты и не вернулся, – рассказывает Игорь Феоктистович. – Именно тогда в моей жизни всё словно обрело реальные очертания. Но вопреки стереотипам не заставило свернуть с намеченного пути. Просто выбор профессии стал ещё более осознанным и уже окончательным.
Вопреки маминым уговорам Игорь Матковский поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. То самое, которое когда-то окончил и его отец. Ещё первокурсником Игорь совершил и свой первый самостоятельный полёт – на самолёте Л-29. А на старших курсах к ним в училище приехал легендарный лётчик Тимур Апакидзе, отбиравший лучших курсантов в будущие палубники.
– Меня за морскую авиацию агитировать было не надо: я сам туда стремился, – уточняет полковник Матковский. – После окончания училища прибыл на Балтийский флот, в отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк. В нём и прослужил до 1993 года.

Однажды в полёте 
мотор отказал…
С аэродромом Балтфлота Чкаловск судьба связала его на долгие 11 лет. Здесь он летал, выполнял стрельбы и пуски ракет, совершал бомбометания. Из всех полётов – а их Игорь Матковский совершил более трёх тысяч – был один, заставивший после не раз «прокручивать» в памяти развитие событий. Тогда в небе на его штурмовике отказал двигатель. Руководитель полётов уже дал команду катапультироваться, однако лётчику в последние секунды, когда до земли оставалось всего около 300 метров, удалось двигатель запустить.
– Когда время на принятие решения измеряется секундами, пилот действует автоматически, – отмечает Игорь Феоктистович. – Выключаешь двигатель, автоматику, производишь встречный запуск двигателя. И все эти действия необходимо совмещать с пилотированием самолёта.
Экстраординарная ситуация длилась не более полутора минут, а запуск был произведён в течение 40 секунд. Уже возвращаясь на аэродром, Матковский начал анализировать причины случившегося. Страшно стало позже, когда осознал произошедшее полностью.
– Разумные опасения и осмотрительность должны присутствовать в лётной работе всегда, это основа безопасности, – убеждён Игорь Феоктистович. – Моё мнение таково: как только лётчик утратит чувство осторожности, ему надо уходить из авиации.
Эти и многие другие постулаты лётной работы офицер собирал в копилку своего личного служебного опыта годами. Впоследствии многое его не раз выручало. Как и теоретические знания. Например, полученные в стенах Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова в Санкт-Петербурге, куда он поступил в начале 1990-х. Получив теперь уже академическое образование, Игорь Матковский в 1996 году прибыл для дальнейшего прохождения службы в корабельный истребительный авиационный полк на Северный флот. Именно здесь он смог реализовать свою давнюю мечту – стать палубным лётчиком.

                                                                                             Крылья над морем

– Первую посадку на корабль я совершил в августе 1998 года, а с тех пор их на моём счету уже без малого две с половиной сотни, – рассказывает полковник Матковский. – Но сколько бы лётчик ни совершил взлётов с палубы, новый экзамен – это посадка.
Стоит отметить, что на протяжении шести лет Игорь Матковский курировал вопросы боевой подготовки лётчиков, а также безопасности полётов в должности начальника отдела боевой подготовки морской авиации Северного флота, на которую он был назначен в октябре 2009 года. Последние три года он отвечает за эти же вопросы уже в армии ВВС и ПВО в должности начальника авиации. Но тогда, в 2009-м, с новым назначением он согласился не сразу: не хотелось расставаться с родным полком. Тем самым, который в своё время формировал его отец. К командованию единственным в то время в России авиаполком палубников Игорь Матковский шёл после окончания академии долгих 10 лет, став одиннадцатым по счёту командиром. Теперь эту авиационную часть возглавляет полковник Павел Подгузов.

Его отец в своё время формировал первый корабельный штурмовой авиационный полк

Не будет преувеличением сказать, что подготовка лётчиков-истребителей морской авиации – процесс длительный и трудоёмкий. Палубники выполняют самые сложные и самые опасные полёты – над морскими просторами, вдали от материковой зоны. Рискованнее, чем у них, полёты выполняют разве что лётчики-испытатели. Сегодня на счету Героя России Игоря Матковского уже семь дальних походов на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», подготовка молодых лётчиков к полётам с палубы корабля, работа в отдалённых рай­онах Мирового океана. Особенно сложной, рискованной считается задача, связанная с освоением новой авиационной техники. За «приручение» истребителя Су-33 и первую посадку этой машины на палубу авианесущего крейсера Игорь Матковский в 1999 году был награждён орденом Мужества. А в 2008 году за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, полковнику Игорю Матковскому указом Президента РФ было присвоено звание Героя России. Эта награда стала итогом напряжённой работы лётчиков-палубников на «Адмирале Кузнецове» в Средиземном море во время похода 2007–2008 годов. Тогда авиаторы Северного флота сумели приобрести весомый опыт выполнения задач вдали от аэродромов постоянного базирования, вне привычных районов полётов.

Мастерство
высшей пробы

Командующий морской авиацией ВМФ РФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин знает Игоря Матковского с 1978 года. В тот год они вместе поступили в Ейское училище, вместе носили курсантские погоны.
– Я даже не знал, что отец у Игоря был командиром полка, что он погиб при выполнении полётного задания, – вспоминает генерал Кожин. – Он ведь был очень скромным, простым. После выпуска наши пути не разошлись: нас обоих распределили на Балтику, и три года мы вместе прослужили в Чкаловске. Потом судьба развела нас, встретились уже в 1996 году на Севере. Игорь – цельный, обязательный человек. А самое главное – он настоящий лётчик палубной авиации, влюблённый в свою профессию.
Интересно, что, будучи начальником авиации – заместителем командующего объединением ВВС и ПВО, Игорь Феоктистович и сегодня, несмотря на свой крайне жёсткий рабочий график, регулярно летает. Автору этих строк удалось встретиться и пообщаться с героем материала лишь в гарнизоне палубников Североморск-3 – в день тренировочных полётов, во время которых североморцы отрабатывали технику пилотирования, навигацию и боевое применение.
– Разве могут наскучить полёты: ведь это осуществлённая мечта моей юности, то, ради чего я пришёл в авиацию, – не скрывает чувств Игорь Матковский. – Когда многотонная машина подчиняется твоей воле, воле лётчика, ощущения непередаваемые. А какая красота в воздухе, насколько волшебны виды облаков – вот где настоящая романтика!

В боевых действиях против террористов вся корабельная авианосная группа продемонстрировала сплочённость, целеустремлённость, мужество и верность Андреевскому флагу

Две последние боевые службы «Адмирала Кузнецова» с авиагруппой на борту проходили в сложной обстановке в Средиземном море. В 2013–2014 годах лётчики несли боевое дежурство, осуществляли противовоздушную оборону оперативного соединения ВМФ России, действующего там на постоянной основе. А дальний поход с октября 2016 по февраль 2017 года и вовсе выдался по-настоящему боевым. Тогда корабельная авианосная группа Северного флота в составе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», больших противолодочных кораблей «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» покинула Заполярье и взяла курс на Средиземное море. Прибыв к его восточным берегам, группа вместе с кораблями Черноморского флота, судами обеспечения и более чем четырьмя десятками летательных аппаратов корабельной авиации приступила к операции по ликвидации террористов в Сирии. Решали конкретные боевые задачи – с нанесением ударов по наземным объектам, вылетами непосредственно с корабля. Такое предметное применение флотской авиации оказалось первым за всю историю ВМФ России.
Нельзя не заметить, что работа лётчиков в том походе, помимо реального риска, сопутствующего выполнению боевых задач, проходила ещё и в сложных гидрометеорологических условиях. И тем не менее за два месяца североморцы выполнили 420 боевых вылетов, из которых 117 – ночью. Одновременно пилоты совершили без малого 750 вылетов в целях поисково-спасательного и авиационно-транспортного обеспечения.

Удары из поднебесья
Когда в феврале 2017 года лётчики самолётов Су-33 и МиГ-29К, вертолётов Ка-52, Ка-29 и Ка-27 вернулись в Заполярье, в родном гарнизоне Североморск-3 их приветствовали как настоящих героев: с караваем, традиционными жареными поросятами, с военным оркестром и залпами салюта. Командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов тогда лично поблагодарил палубников за решение поставленных руководством страны и Минобороны России задач и наградил грамотами всех лётчиков.

Дальним походом в Средиземное море североморцы внесли свою лепту в дело защиты государственных интересов России  на просторах Мирового океана

– Вклад авианосной группы в борьбу с терроризмом сложно переоценить, – подчеркнул в беседе адмирал Евменов. – Уже одно присутствие в этом регионе нашего авианосца и нашей палубной авиации имело огромное политическое значение. За этим походом следила не только наша страна – весь мир. У каждого, конечно, своя оценка… Но даже зарубежная пресса отмечала, что у нас великолепные самолёты, отличные лётчики. Международное сообщество, скорее всего, не ожидало, что при таком боевом напряжении возможны столь положительные результаты.
Задачи, которые решали авиаторы Северного флота, принципиально отличались от тех, что им приходилось выполнять в пункте базирования. Это были уже не учебные полёты, а самые что ни на есть боевые вылеты. Североморцы выполнили их свыше четырёх сотен, поразили более полутора тысяч целей, метко нанося удары по объектам террористов. Это позволило сирийским правительственным войскам выполнить свои задачи по очистке страны от террористического отребья. Как подчеркнул главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв, «в условиях боевых действий против террористов вся корабельная авианосная группа продемонстрировала сплочённость, целеустремлённость, мужество и верность Андреевскому флагу».
Тем походом североморцы внесли свою лепту в дело защиты государственных интересов России на просторах Мирового океана. По его итогам ряд военнослужащих был отмечен государственными наградами. В их числе – замкомандующего армиией ВВС и ПВО по авиации полковник Игорь Матковский. В начале 2018 года он был удостоен второго ордена Мужества.
В конце беседы я поинтересовалась у Игоря Феоктистовича его главным жизненным кредо. Он ненадолго задумался, а затем с улыбкой ответил: «Конечно же это оптимизм. Без него подниматься в небо точно нельзя».

 

Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда»