По типу старых кадетских корпусов…

На сайте Минобороны России размещены уникальные документы, посвящённые созданию суворовских училищ.


В преддверии Дня защиты детей на официальном сайте Минобороны России заработал новый интерактивный мультимедийный раздел, посвящённый созданию в 1940-х годах первых детских профессиональных учебных заведений – суворовских и нахимовских военных училищ.

Сотрудниками Центрального архива Министерства обороны была проделана масштабная работа по изысканию ранее не публиковавшихся документов, посвящённых образованию и становлению этих уникальных учебных заведений, судьбам их воспитанников, педагогов, с которых, как говорил поэт, «надо делать жизнь».
Посетители сайта смогут ­ознакомиться с богатым арсеналом мультимедийных материалов – приказами и директивами, отчётами и телеграммами того времени. А также – с текстом первой торжественной клятвы будущих офицеров.
Примечательно, что создание профессиональных военных училищ для детей было начато в разгар Великой Отечественной войны и определялось Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации».
Одним из его пунктов значилось создание для детей воинов Красной Армии и партизан, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских училищ «типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом воспитанников».
Страна в условиях военного времени нашла возможность окружить детей войны заботой и вниманием. С фронта были отозваны опытные педагоги и воспитатели, в кратчайшие сроки найдены и обустроены помещения для жилья и учёбы, отобраны первые воспитанники.
Училища создавались с целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.
Пользователи впервые смогут узнать, что спустя всего две недели после выхода Постановления СНК – 5 сентября 1943 года – в адрес Государственного Комитета Обороны был направлен доклад о работе, посвящённой созданию суворовских военных училищ. В нём сообщалось о начале формирования училищ и подбора кадров, был изложен порядок отбора и приёма воспитанников.
О жизненной необходимости этой колоссальной работы в масштабах истерзанной войной страны говорят конкурсы среди определяемых в училища. Документы свидетельствуют, что осенью 1943 года в одной только Воронежской области было рассмотрено более 3 тысяч заявлений о приёме в Воронежское и Харьковское (г. Чугуев) суворовские военные училища. При том, что набрать предстояло всего 220.

Посетители сайта смогут ознакомиться с богатым арсеналом мультимедийных материалов – приказами и директивами, отчётами и телеграммами того времени

Особый интерес пользователей вызовут архивные материалы, рассказывающие о судьбах мальчишек, именно тогда принятых в ряды суворовцев. Так, Юрий Петров прибыл в училище прямо с фронта, Иван Фесенко воевал разведчиком и был награждён медалью «За отвагу». Василий Аксёнов, сын погибшего партизана, был связистом и два года пребывал в действующей армии в звании сержанта…
Всем любителям отечественной истории будет интересно ознакомиться с послужной карточкой известного советского писателя Валентина Пикуля, который начал свой боевой и творческий путь с Соловецкой школы юнг.
…Владимир Моисеенко окончил школу юнг в октябре 1943 года и был зачислен на военную службу электриком на тральщик «Проводник» Тихоокеанского флота. В августе 1945 года в составе корабельного десанта, выполняя специальное задание, он лично взорвал противотанковыми гранатами 6 дзотов и 2 блиндажа, уничтожил около 80 солдат и офицеров противника, в рукопашном бою первым бросился во вражеские окопы и подавил гранатами пулемётную точку противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Размещённые на официальном сайте военного ведомства исторические документы покорят всех любителей истории родной страны не только малоизвестными деталями и интересными фактами недавнего прошлого, но и особой атмосферой тех суровых лет, когда, преодолевая тяжелейшие испытания, наша страна находила силы заботиться о своём будущем – о детях.

Источник: