Бог с ней, с колбасой. Поговорим об автомобилях.

Сначала все таки немного о колбасе. Во время обсуждения «колбасной » темы один из обвинителей СССР в ее отсутствии прислал мне интересную таблицу. Тем более интересно ее рассмотреть, поскольку «колбасострадальцы» не могут заявить, что данные эти подтасованы «коммуняками»- один из них сам предоставил их.

Вот эта таблица:

Как видим, это таблица подушевого потребления продуктов питания с 1980 по 2015 год. И из нее выходит, что по основным продуктам питания потребление в СССР мало отличалось от сегодняшних дней, более того, например, по молочке и яйцам — их советские люди потребляли куда больше, чем сейчас.

Некоторое превышение по мясу и мясопродуктам обьясняется отсутствием в советское время той самой колбасы из сои и еще черт знает чего, которую сейчас относят к «мясопродуктам».

Особенно интересно ведется учет с 2005 года, что там имели в виду авторы таблицы. непонятно, но в любом случае видно, что питались тогда люди не хуже, чем сейчас.

Но тогда о каком дефиците продуктов в 80е годы может идти речь?

    Из таблицы четко видно, что уменьшение подушевого потребления в стране началось с 1988 года — то есть, с начала перестройки.

Кстати, один из читателей написал мне удивительный комментарий — он, видите ли, в детств еи молодости жил в деревне, и там люди питались — о , ужас — продуктами, получаемыми со своего личного хозяйства , и ему даже пришлось в детстве — страшно подумать! косить траву, чтобы кормить корову.

Видите ли, у них в деревенском магазине были только макароны, крупы, рыбные консервы, чай и так далее, а вот молоко, мясо и так далее из города им не привозили…

Но это так, к слову.

Сейчас я хочу поговорить о производстве автомобилей в СССР, тем более, что на эту тему были несколько вопросов при обсуждении статьи.

Вот заявление одного из критиков СССР, ответившего на комментарий, в котором я сказал, что нужно не сравнивать количество автомобилей в США и СССР в 1980 году, а смотреть на динамику их производства:

• dezinfektor

• cегодня в 19:47

Александр Рабин, чего не было автомобилей? динамика начинается в 70-х, выпуск легковых автомобилей к 1975 году вырос до 1.2 млн штук, спасибо итальянцам из Фиата, помогли

Кстати, это именно он прислал мне приведенную выше таблицу.

Но мы рассмотрим именно динамику, причем с самого момента основания СССР.

Начнем с 1924 года, в котором в России было произведено всего… 10 грузовых автомобилей. Все. Ни одного легкового.

Однако , уже в 1930 году было выпущено 160 легковых автомобилей, и 4019 грузовых, и даже 47 автобусов.

С этого момента производство автомобилей в стране неуклонно росло, и в 1938 году составляло 26 968 легковых, 182373 грузовых и 1755 автобусов.

К концу войны в стране производство автомобилей уменьшилось, и составило 4995 легковых и 68545 грузовых автомобилей. Уменьшение производства понятно, так как основное внимание было необходимо уделять оружие. но сразу после Победы производство автомобилей начало неуклонно расти, и в 1950 году составило 64545 легковых и 294492 грузовых автомобиля, к 1960 году производство легковых машин выросло в два раза и составило почти 139 000 автомобилей в год, а к 1970 в стране выпускалось почти 350 000 легковых и полмиллиона грузовых автомобилей в год, да еще почти 50 тысяч автобусов.

Таким образом, рост производства автомобилей в стране с 1950 по 1970 год  составил более 500% по легковым и 800% по грузовым автомобилям — так что динамика производства автомобилей в стране был довольно мощный и до введения в строй ВАЗа, на собственных звыодах.

После ввода в строй ВАЗа, с 1971 года производство легковых автомобилей в СССР практически сравнялось с производством грузовых: 529 000 легковых и 560 000 грузовых, а начиная с 1972 года количество выпускаемых легковых автомобилей превысило выпуск грузовых машин, и в 1980 году производство их составило 1 327 000 легковых автомобилей. Выпуск грузового транспорта так же рос, и составил к тому времени 787 000 автомобилей, а также 85 000 автобуса.

Таким образом, с 1970 по 1980 год рост производства легковых автомобилей составил 300%. Из этого видно, что страна просто не могла еще быстрее наращивать производства легкового автотранспорта, так как это, во первых, потребовало бы отвлечения средств от других проектов, и во вторых, на вновь строящихся заводах просто некому было бы работать — в стране и так была нехватка рабочих рук и специалистов, которыми не могли обеспечить даже оборонку.

Сразу, для пресечения разных спекуляций, говорю — сейчас положение со специалистами ничуть не лучше, а даже хуже, чем было в начале 80х годов.

Ну. а теперь главное — общее производство автомобилей в России в 2016 году составило 1 307 724 автомобиля. Всех, господа, на всех заводах — и тех, которые полного цикла, и тех, которые отверточной сборки, и грузовых, и легковых!

То есть, сейчас в России ВСЕХ автомобилей в год производят столько, сколько СССР производил только легковых.

Это насчет производства «тогда и сейчас» и динамике этого производства.

Тогда почему сейчас автомобили в России доступны и их можно свободно купить? Чтобы ответить на этот вопрос, поинтересуйтесь, многие ли покупают НОВЫЕ автомобили.

В основном покупают на вторичном рынке, и очень многие из этих авто — ввезенные из-за рубежа машины, сиденья которых уже «пропукали» один или несколько хозяев в Германии, Польше, Японии или других странах. Именно насыщенность рынка вторичных продаж автомобилей создает возможность их свободной покупки — даже сейчас новый автомобиль вы мгновенно не купите, придется ждать, когда он поступит в магазин.

Кстати, к 1985 году появились признаки насыщения рынка автомобилей и оживления рынка вторичных продаж и в СССР. По крайней мере, подержанный «Запорожец» или «Москвич» можно было уже купить по цене, намного ниже государственной (я лично первую свою автомашину — ЗАЗ-968 1980 года выпуска, вполне на ходу, купил в 1984 году за 700 рублей, правда, без аккумулятора, вместо которого у меня успешно работала щелочная батарея на 12 вольт.

     И даже новые автомобили (за исключением Волги и Жигулей) в середине 80х не были таким уже дефицитом — «Запорожец» , «Москвич» или даже «Ниву» можно было , начиная с Андроповского периода, вполне себе свободно купить в магазине.

А если поискать, можно было уже купить и подержанный либо авариный «Жигуль» , мой товарищ купил такой (на ходу, но с требующим переборки двигателем) за 1500 рублей.

Еще несколько лет такого же роста производства автомобилей, и проблема «автомобильного голода» в стране начала бы снижаться.

К тому же, насколько помню, СССР не собирался ограничиваться теми автозаводами, которые существовали, та же «Ока» — проект, разработанный еще в СССР и который начали выпускать уже в России в урезанном виде (не стали делать свой оригинальный двигатель, а просто ополовинили ВАЗовский), и под который уже начали строить заводы в Елабуге и еще где то, не помню.

   Таким образом, Россия со всеми теми автозаводами, которые понастроили на ее территории почти все автогиганты мира, пока так и не достигла уровня выпуска автомобильной промышленности СССР. Источник:https://cont.ws/@ralexd/959656