5 января 1973 года первое в мире десантирование БМД-1 с экипажем внутри машины.

5 января 1973 года первое в мире десантирование БМД-1 с экипажем внутри машины.

Этот день в ис­то­рии:

5 января 1973 г Впер­вые в ис­то­рии на па­ра­шю­то­дро­ме «Сло­бод­ка» близ Тулы впер­вые в ми­ро­вой ис­то­рии была на прак­ти­ке осу­ществ­ле­на идея де­сан­ти­ро­ва­ния людей внутри боевой машины де­сан­та  (БМД-1) — ком­плекс «Кен­тавр». Идея и прак­ти­че­ская ре­а­ли­за­ция де­сан­ти­ро­ва­ния людей внутри боевых машин при­над­ле­жит ле­ген­дар­но­му ко­ман­ду­ю­ще­му ВДВ ге­не­ра­лу армии Ва­си­лию Мар­ге­ло­ву, от­пра­вив­ше­му на первую объ­езд­ку «Кен­тав­ра» своего сына. В первом эки­па­же были — Леонид Гав­ри­ло­вич Зуев и Алек­сандр Ва­си­лье­вич Мар­ге­лов
Ни одна армия мира не осво­и­ла этот способ де­сан­ти­ро­ва­ния
5 января 1973 г !    Этот День можно счи­тать «На­ча­лом Новой Эры» в ис­то­рии наших ВДВ!!!
Сын нашего Бати стал «кос­мо­нав­том ВДВ»!   Никто, кроме нас  !!!

Герой России Алек­сандр Мар­ге­лов. Пол­ков­ник ВДВ в от­став­ке. Сын ос­но­ва­те­ля со­вре­мен­ных воз­душ­но-де­сант­ных войск ге­не­ра­ла Армии Ва­си­лия Мар­ге­ло­ва. В январе 1973 года во время ис­пы­та­ния ком­плек­са «Кен­тавр» первым в ис­то­рии вместе с под­пол­ков­ни­ком Зуевым де­сан­ти­ро­вал­ся из са­мо­лё­та, на­хо­дясь внутри боевой машины де­сан­та.

Экипаж в со­ста­ве ко­ман­ди­ра под­пол­ков­ни­ка Лео­ни­да Зуева и на­вод­чи­ка-опе­ра­то­ра стар­ше­го лей­те­нан­та Алек­сандра Мар­ге­ло­ва с ис­поль­зо­ва­ни­ем пе­ре­до­во­го ком­плек­са «па­ра­шют­ная си­сте­ма — боевая машина — че­ло­век, по­лу­чив­ше­го ко­до­вое на­име­но­ва­ние «Кен­тавр», де­сан­ти­ро­ва­лись с неба на голову услов­но­го про­тив­ни­ка, на­хо­дясь внутри боевой машины БМД-1 Де­сан­ти­ро­ва­ние вы­пол­ня­лось из са­мо­ле­та Ан-12 с ис­поль­зо­ва­ни­ем мно­го­ку­поль­ной па­ра­шют­ной си­сте­мы и па­ра­шют­ной плат­фор­мы П-7. Экипаж внутри боевой машины во время де­сан­ти­ро­ва­ния на­хо­дил­ся в спе­ци­аль­ных кос­ми­че­ских крес­лах типа «Казбек-Д». Пер­во­му в мире де­сан­ти­ро­ва­нию людей внутри боевой тех­ни­ки пред­ше­ство­ва­ла череда ис­пы­та­ний и про­ве­рок на­деж­но­сти ком­плек­са «Кен­тавр», в том числе и с де­сан­ти­ро­ва­ни­ем внутри БМД жи­вот­ных.

Уже через два года после пер­во­го успеш­но­го экс­пе­ри­мен­та в ВДВ в январе 1976 года, также впер­вые в ми­ро­вой прак­ти­ке вместе с под­пол­ков­ни­ком Щер­ба­ко­вым де­сан­ти­ро­вал­ся внутри БМД, ис­пы­ты­вая новый ком­плекс «Ре­ак­тавр» без ин­ди­ви­ду­аль­ных средств спа­се­ния, было осу­ществ­ле­но де­сан­ти­ро­ва­ние внутри БМД уже всего эки­па­жа боевой машины в ко­ли­че­стве 6 че­ло­век на па­ра­шют­но-ре­ак­тив­ной си­сте­ме без ис­поль­зо­ва­ния па­ра­шют­ной плат­фор­мы .

  Только через 20 лет за му­же­ство, про­яв­лен­ное при ис­пы­та­ни­ях во­ен­ной тех­ни­ки, Алек­сан­дру Мар­ге­ло­ву было при­сво­е­но звание Героя России.На фото: За сутки до экс­пе­ри­мен­та. Ко­ман­дир эки­па­жа гвар­дии под­пол­ков­ник А.Г.Зуев и на­вод­чик-опе­ра­тор лей­те­нант А.В.Мар­ге­лов

Юмо­ри­сти­че­ский фо­то­кол­лаж В.Ро­ма­но­ва на тему Кен­тав­ра

Группа участ­ни­ков пер­во­го «Кен­тав­ра» после удач­но­го экс­пе­ри­мен­та

ВДВ – «воз­мож­ны двести ва­ри­ан­тов», один из них – «кверху гу­се­ни­ца­ми». Экипаж «Кен­тав­ра-5» с честью вы­дер­жал ис­пы­та­ние. 1974 г., г. Гай­жу­най Ли­тов­ской ССР

Без эки­па­жа это не «Кен­тавр», а просто БМД-1 перед за­груз­кой в Ил-76

«Кен­тавр» спу­стил­ся на землю. «Счет­чик» ко­ман­ду­ю­ще­го вклю­чен – на рас­швар­тов­ку от­пу­ще­но всего 2 минуты

КСД в воз­ду­хе… Рядом «парит» майор А.А.Пет­ри­чен­ко, за­слу­жен­ный мастер па­ра­шют­но­го спорта, от­де­лив­ший­ся от ком­плек­са в со­от­вет­ствии с за­да­ни­ем

Почему проект назван «Кен­тавр»? Потому, что ме­ха­ник-во­ди­тель похож не этот пер­со­наж единым целым с ма­ши­ной.

Мра­мо­ры Элгина ми­фо­ло­ги­че­ская битва ла­пи­фов с кен­тав­ра­ми. Греция, Пар­фе­нон. 440 до н.э.

В ав­гу­сте 2011 года вышла в свет книга А.В. Мар­ге­ло­ва «Де­сан­тав­ры – кос­мо­нав­ты ВДВ». *

Эта книга-альбом рас­ска­зы­ва­ет о том, как раз­ра­ба­ты­ва­лись и ис­пы­ты­ва­лись раз­лич­ные си­сте­мы де­сан­ти­ро­ва­ния тех­ни­ки для наших ВДВ.

Впер­вые в ис­то­рии Воз­душ­но-де­сант­ных войск изданы в одной книге — фо­то­аль­бом и ме­му­а­ры Героя России, пол­ков­ни­ка Алек­сандра Ва­си­лье­ви­ча Мар­ге­ло­ва, един­ствен­но­го в мире офи­це­ра-де­сант­ни­ка, ко­то­рый участ­во­вал в де­сан­ти­ро­ва­нии в 3-х раз­лич­ных ком­плек­сах: «Кен­тавр», «КСД», «Ре­ак­тавр». Брон­ниц­кое от­де­ле­ние об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Боевое брат­ство» под ру­ко­вод­ством ве­те­ра­на боевых дей­ствий Патру­ше­ва Ни­ко­лая Вла­ди­ми­ро­ви­ча под­го­то­ви­ли по­да­рок ле­ген­дар­но­му де­сант­ни­ку Герою России А.В. Мар­ге­ло­ву, в честь его 65-летия (ро­дил­ся 21 ок­тяб­ря 1945 года) — книгу вос­по­ми­на­ний о дерз­ких про­ек­тах ге­не­ра­ла армии В.Ф. Мар­ге­ло­ва, ко­то­рый первый в мире раз­ра­бо­тал и осу­ще­ствил де­сан­ти­ро­ва­ние боевые машины с эки­па­жем.

Среди слав­ных стра­ниц ис­то­рии Воз­душ­но-де­сант­ных войск осво­е­ние де­сан­ти­ро­ва­ний БМД с раз­ме­щен­ны­ми внутри эки­па­жа­ми за­ни­ма­ет за­кон­ное место. И как же может быть иначе? Именно в ВДВ за­ро­ди­лась эта дерз­кая, непо­сти­жи­мая для многих, а потому страш­ная, идея по­са­дить гвар­дей­цев в БМД без па­ра­шю­тов и других ин­ди­ви­ду­аль­ных средств спа­се­ния. Эта гран­ди­оз­ная задача была по­став­ле­на Ко­ман­ду­ю­щим ВДВ Героем Со­вет­ско­го Союза ге­не­ра­лом армии Ва­си­ли­ем Фи­лип­по­ви­чем Мар­ге­ло­вым в начале 1970-х, сразу при по­ступ­ле­нии в ВДВ БМД-1. Идея была под­дер­жа­на его еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми-де­сант­ни­ка­ми, теми, кто осо­зна­вал, что значит быст­рое при­ве­де­ние боевых машин, а, сле­до­ва­тель­но, и под­раз­де­ле­ний де­сан­та, в го­тов­ность к бою после при­зем­ле­ния.
Задача ока­за­лась ар­хи­слож­ной. Но со­вет­ская обо­рон­ная про­мыш­лен­ность и во­ен­ные спе­ци­а­ли­сты в крат­чай­шие сроки успеш­но с нею спра­ви­лись. В боевом от­де­ле­нии БМД-1 были уста­нов­ле­ны кос­ми­че­ские кресла (в несколь­ко упро­щен­ном ва­ри­ан­те) «Казбек-Д», во­ен­ные медики (Го­су­дар­ствен­ный НИИ авиа­ци­он­ной и кос­ми­че­ской ме­ди­ци­ны) изу­чи­ли все стадии де­сан­ти­ро­ва­ния и дали ре­ко­мен­да­ции по пре­одо­ле­нию пе­ре­гру­зок.
Несмот­ря на ре­ше­ние тех­ни­че­ской про­бле­мы, на пути пер­во­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го де­сан­ти­ро­ва­ния двух членов эки­па­жа внутри БМД-1 на се­рий­ных па­ра­шют­но-плат­фор­мен­ных сред­ствах встал ГосНИИ ВВС им. Чка­ло­ва, ко­то­рый про­во­дил го­су­дар­ствен­ные ис­пы­та­ния средств де­сан­ти­ро­ва­ния. Он мо­ти­ви­ро­вал это тем, что в боевой машине нет средств ин­ди­ви­ду­аль­но­го спа­се­ния эки­па­жа.
Многих трудов Ко­ман­ду­ю­ще­му стоило убе­дить ми­ни­стра обо­ро­ны А.А. Гречко дать раз­ре­ше­ние на первое де­сан­ти­ро­ва­ние. Маршал не со­гла­шал­ся ни в какую, опа­са­ясь за жизнь людей. Ко­ман­ду­ю­щий пред­ло­жил свою кан­ди­да­ту­ру на уча­стие в экс­пе­ри­мен­те, но по­лу­чил ка­те­го­ри­че­ский отказ.
— В таком случае, то­ва­рищ ми­нистр, будет пры­гать мой сын Алек­сандр, офицер-де­сант­ник, со­труд­ник Научно-тех­ни­че­ско­го ко­ми­те­та ВДВ и мастер па­ра­шют­но­го спорта, пре­по­да­ва­тель нашего де­сант­но­го учи­ли­ща майор Леонид Зуев. Алек­сандр за­ни­ма­ет­ся экс­пе­ри­мен­том в НТК, а Зуев уже начал экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать в учи­ли­ще, за что «удо­сто­ил­ся кляузы» от по­лит­ра­бот­ни­ков. Ну, я его и взял го­то­вить­ся лично к этому уни­каль­но­му прыжку.
— Но почему все-таки сын? — спро­сил Гречко.
— Много я видел слез ма­те­рей, опла­ки­ва­ю­щих своих по­гиб­ших мужей и сы­но­вей. А по­сколь­ку дело новое и очень рис­ко­ван­ное, где все может слу­чить­ся, я лично несу всю от­вет­ствен­ность и от­ве­чаю го­ло­вой за исход экс­пе­ри­мен­та.
Ком­плекс «па­ра­шют-машина-экипаж» по­лу­чил имя «Кен­тавр». Впер­вые в ми­ро­вой прак­ти­ке экс­пе­ри­мен­таль­ное де­сан­ти­ро­ва­ние двух членов эки­па­жа внутри БМД-1 из са­мо­ле­та АН-12 со­сто­я­лось 5 января 1973 г. на базе 106-й гв. вдд под Тулой. Экипаж в со­ста­ве под­пол­ков­ни­ка Лео­ни­да Зуева  * и стар­ше­го ин­же­не­ра-лей­те­нан­та Алек­сандра Мар­ге­ло­ва на деле под­твер­дил пра­виль­ность ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ний и тех­ни­че­ских ре­ше­ний оте­че­ствен­ной науки и во­ен­ной ме­ди­ци­ны. После этого де­сан­ти­ро­ва­ния на гербе Туль­ской ди­ви­зии по­явил­ся Кен­тавр…
Рас­ска­зы­ва­ют, что на Западе по­пы­та­лись по­вто­рить по­доб­ный экс­пе­ри­мент. Во Фран­ции в боевую машину был по­са­жен за­клю­чен­ный, при­го­во­рен­ный к смерт­ной казни. Машина раз­би­лась — «при­го­вор при­ве­ли в ис­пол­не­ние». Много позже экс­пе­ри­мент про­ве­ли и в США.  Однако ре­зуль­тат был на­столь­ко пла­че­вен, что больше на Западе по­пы­ток никто не делал.
Потом в СССР были другие экс­пе­ри­мен­ты и штат­ные де­сан­ти­ро­ва­ния эки­па­жей боевых машин и ар­тил­ле­рий­ских рас­че­тов внутри и сов­мест­но с боевой тех­ни­кой ВДВ.
Среди них до­стой­ное место за­ни­ма­ет бес­при­мер­ный прыжок с личным па­ра­шю­том из сни­жа­ю­ще­го­ся ком­плек­са сов­мест­но­го де­сан­ти­ро­ва­ния (КСД) офи­це­ра НТК Алек­сандра Пет­ри­чен­ко. Как и в ком­плек­се «Кен­тавр», КСД боевая машина де­сан­ти­ро­ва­лась на па­ра­шют­но-плат­фор-менных сред­ствах, но на торце плат­фор­мы кре­пи­лась кабина на чет­ве­рых че­ло­век, что поз­во­ля­ло раз­ме­стить сразу шесть членов эки­па­жа. Тео­ре­ти­че­ски эти четыре че­ло­ве­ка в случае необ­хо­ди­мо­сти могли по­ки­нуть ком­плекс на личных па­ра­шю­тах. Вот это и решил про­ве­рить Ко­ман­ду­ю­щий в ходе вой­ско­вых пол­ко­вых учений 26 ав­гу­ста 1975 г. В вой­сках это было уже не первое де­сан­ти­ро­ва­ние КСД, но такой прыжок вы­пол­нял­ся в первый и по­след­ний раз! В по­след­ний потому, что за­слу­жен­ный мастер па­ра­шют­но­го спорта А. Пет­ри­чен­ко после по­ки­да­ния ком­плек­са с трудом из­бе­жал по­па­да­ния под оснаст­ку, бол­та­ю­щу­ю­ся под плат­фор­мой на ме­тал­ли­че­ских тросах. После по­лу­че­ния от­ри­ца­тель­но­го за­клю­че­ния опыт­но­го па­ра­шю­ти­ста КСД неко­то­рое время ис­поль­зо­ва­лись в вой­сках для де­сан­ти­ро­ва­ния гаубиц и пушек с рас­че­та­ми, пока вся ар­тил­ле­рия не была пе­ре­ве­де­на на базу гу­се­нич­ных боевых машин. А. Пет­ри­чен­ко со­вер­шил по­и­стине подвиг, ко­то­рый так и не был оценен по до­сто­ин­ству.
По тре­бо­ва­нию Ко­ман­ду­ю­ще­го уже в ходе под­го­тов­ки первых «Кен­тав­ров» на­ча­лась раз­ра­бот­ка па­ра­шют­но-ре­ак­тив­ной си­сте­мы. Работа, про­дол­жав­ша­я­ся не один год, увен­ча­лась успе­хом — такая си­сте­ма (ПРСМ-915) была со­зда­на! Пре­иму­ще­ства ее были оче­вид­ны: всего один купол в 540 кв. м (вместо 4—5 по 760 кв. м на КСД и «Кен­тав­ре») и блок ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей мягкой по­сад­ки (плюс до­пол­ни­тель­ное обо­ру­до­ва­ние) раз­ме­ща­лись непо­сред­ствен­но на кор­пу­се машины, ко­то­рая своим ходом вы­дви­га­лась с эки­па­жем на аэро­дром и своим ходом за­гру­жа­лась в са­мо­лет. Причем ско­рость сни­же­ния такой си­сте­мы до­сти­га­ла 25 м/с (на МКС — 5—6 м/с), что делало ее прак­ти­че­ски неуяз­ви­мой от огня про­тив­ни­ка.
Два­дцать тре­тье­го января 1976 г. на базе 76-й гв. вдд под Пско­вом было про­ве­де­но ис­то­ри­че­ское экс­пе­ри­мен­таль­ное де­сан­ти­ро­ва­ние ком­плек­са «Ре­ак­тавр» с двумя чле­на­ми эки­па­жа: ко­ман­дир — майор А. Мар­ге­лов, ме­ха­ник-во­ди­тель — под­пол­ков­ник Л. Щер­ба­ков. Зимнее время было вы­бра­но не слу­чай­но — расчет был на глу­бо­кий снег на пло­щад­ке при­зем­ле­ния, ко­то­рый должен был смяг­чить при­зем­ле­ние. Однако ис­пы­та­те­лей как сле­ду­ет «при­ло­жи­ло» на ука­тан­ную ле­дя­ную дорогу, так что пе­ре­груз­ка про­шлась по ним в полную меру. К сча­стью, это особо не по­вли­я­ло на по­сле­ду­ю­щие дей­ствия эки­па­жа: эле­мен­ты во­жде­ния и стрель­ба были вы­пол­не­ны четко, в со­от­вет­ствии с за­да­чей. ВДВ по­лу­чи­ли новое сред­ство де­сан­ти­ро­ва­ния, зна­чи­тель­но по­вы­ша­ю­щее их боевые воз­мож­но­сти. Члены эки­па­жа были пред­став­ле­ны к званию Героя Со­вет­ско­го Союза, но только через 20 лет они стали Ге­ро­я­ми уже России.
Позже за­во­дом «Уни­вер­сал» были со­зда­ны бес­плат­фор­мен­ные сред­ства де­сан­ти­ро­ва­ния, со­че­та­ю­щие в себе на­деж­ность па­ра­шют­ных систем, лег­кость и ма­нев­рен­ность, как при ис­поль­зо­ва­нии ПРС. В при­сут­ствии Ко­ман­ду­ю­ще­го ВДВ вблизи под­мос­ков­ной де­рев­ни Мед­ве­жьи озера 22 де­каб­ря 1978 г. было про­ве­де­но экс­пе­ри­мен­таль­ное де­сан­ти­ро­ва­ние «Кен­тав­ра» на бес­плат­фор­мен­ных сред­ствах де­сан­ти­ро­ва­ния (ЗП-170) — ко­ман­дир эки­па­жа под­пол­ков­ник Юрий Браж­ни­ков, ме­ха­ник-во­ди­тель — гвар­де­ец сроч­ной службы Ва­си­лий Коб­чен­ко. Де­сан­ти­ро­ва­ние по­ка­за­ло вы­со­кую на­деж­ность си­сте­мы ЗП-170 и под­твер­ди­ло пре­крас­ные экс­плу­а­та­ци­он­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, не усту­па­ю­щие па­ра­шют­но-ре­ак­тив­ной си­сте­ме. Больше того, кон­струк­тив­но был решен слож­ней­ший вопрос ис­клю­че­ния опро­ки­ды­ва­ния боевой машины при бо­ко­вом сносе си­сте­мы. До на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ЗП-170 яв­ля­ет­ся един­ствен­ной си­сте­мой, поз­во­ля­ю­щей де­сан­ти­ро­вать боевую машину на воду. Однако Ко­ман­ду­ю­щий Мар­ге­лов не успел при­нять си­сте­му ЗП-170 на во­ору­же­ние войск.
Работа по пре­тво­ре­нию в жизнь идей ге­не­ра­ла В.Ф. Мар­ге­ло­ва про­дол­жа­лась. Были от­ра­бо­та­ны де­сан­ти­ро­ва­ния бро­не­объ­ек­тов на сушу и на воду при ветре до 15 м в се­кун­ду, де­сан­ти­ро­ва­ние боевой тех­ни­ки и грузов со сверх­ма­лых высот (правда, без эки­па­жей), на­ко­нец, де­сан­ти­ро­ва­ние пол­но­го эки­па­жа внутри БМД-3.
Два­дца­тое ав­гу­ста 1998 г. в ходе по­ка­за­тель­ных так­ти­че­ских учений 104-го гв. пдп 76-й гв. вдд впер­вые в вой­ско­вой прак­ти­ке в де­сан­ти­ро­ва­нии при­ня­ли уча­стие гвар­дей­цы-де­сант­ни­ки: 22-летний стар­ший лей­те­нант Вя­че­слав Конев (ко­ман­дир эки­па­жа), млад­шие сер­жан­ты Алек­сей Аб­ли­зин и Замир Би­ли­ми­хов, еф­рей­тор Вла­ди­мир Си­до­рен­ко, ря­до­вые Денис Горев, Дмит­рий Кон­дра­тьев, Зураб Томаев. И как всегда в по­доб­ных слу­ча­ях — доб­ро­воль­цы.
Де­сан­ти­ро­ва­ние про­ис­хо­ди­ло на новой бес­плат­фор­мен­ной па­ра­шют­ной си­сте­ме ПБС-950 раз­ра­бот­ки того же завода «Уни­вер­сал» (ныне — мос­ков­ский кон­струк­тор­ско-про­из­вод­ствен­ный ком­плекс «Уни­вер­сал»). Непо­сред­ствен­но новую си­сте­му со­зда­ва­ли спе­ци­а­ли­сты 9-го отдела завода (ныне — 2-й отдел) под ру­ко­вод­ством на­чаль­ни­ка отдела Пет­ку­са Ген­ри­ха Вла­ди­ми­ро­ви­ча, под­пи­си ко­то­ро­го стояли на листах го­тов­но­сти пер­во­го и по­сле­ду­ю­щих «Кен­тав­ров».
Прошло немно­го вре­ме­ни, и уже только что на­зна­чен­ный новый ко­ман­ду­ю­щий ВДВ ге­не­рал-лей­те­нант Алек­сандр Кол­ма­ков при­сут­ству­ет на оче­ред­ном де­сан­ти­ро­ва­нии пол­но­го эки­па­жа внутри БМД-3. Это про­изо­шло в ходе Цен­траль­но­го сбора ру­ко­во­дя­ще­го со­ста­ва воз­душ­но-де­сант­ных служб Ми­ни­стер­ства обо­ро­ны 24 сен­тяб­ря 2003 г. на базе 106 гв. вдд.
Всего на конец 2004 г. было про­ве­де­но около пя­ти­де­ся­ти де­сан­ти­ро­ва­ний эки­па­жей и ар­тил­ле­рий­ских рас­че­тов в раз­лич­ных си­сте­мах де­сан­ти­ро­ва­ния, в ко­то­рых при­ня­ло уча­стие более 110 че­ло­век. Многие участ­ни­ки под­го­тов­ки и про­ве­де­ния таких де­сан­ти­ро­ва­ний — ученые, ин­же­не­ры, офи­це­ры, ге­не­ра­лы — стали ла­у­ре­а­та­ми Го­су­дар­ствен­ной премии СССР, были на­граж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, удо­сто­и­лись ученых званий. Честь им и хвала, пат­ри­о­там России, тем более тем, кто до сих пор, невзи­рая на все вы­пав­шие беды, высоко держит знамя Со­вет­ской Рос­сий­ской Науки и до­ро­жит Честью за­щит­ни­ка Родины и воина-де­сант­ни­ка!

http://​desants.​livejournal.​com/​156345.​html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.