Рюриковичи 809-1598 годы. Крещение Руси.

(809–996)

В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы.

– В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?

Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант давно уже в учебники не заглядывал.

– Знал, профессор, – говорит он. – Да забыл…

– Бывает-бывает… – говорит профессор, листая диссертацию. – А в каком году равноапостольный князь Владимир скончался?

– И это тоже знал, профессор, да забыл! – горестно вздыхает аспирант.

– Ну, что ж… Вы только не расстраивайтесь так! А когда Русь основана была, знаете?

– Конечно, профессор! Но… тоже забыл!

– Что же вы так, молодой человек! – укоризненно говорит профессор. – Я всю жизнь положил, чтобы этот вопрос выяснить! А вы, оказывается, знали да забыли… Вы бы, молодой человек, хоть записали бы где-нибудь!

Разумеется, вопрос в анекдоте поставлен некорректно – страна это не город, не учреждение, не партия, чтобы ее можно было основать.

Не вполне корректна и профессорская реплика.

Известно немало дат, от которых, если условиться, можно вести отсчет русской истории.

Можно принять, например, в качестве точки отсчета первый век нашей эры, когда в античных источниках начинают упоминаться венеды.

Или четвертый век, когда начинается расселение славян в Восточной Европе.

Или шестой век, когда образуется союз ильменских славян.

Подойдет и 811 год, которым датируется первое упоминание о Руси («Ruzzi») в «Баварском хронографе».

Можно продолжать перечисление далее, но и приведенного перечня достаточно, чтобы увидеть, что все эти даты свидетельствуют не столько о появлении нового государства, сколько об ожидании, о предощущении этого появления. Более того, если приглядеться внимательнее, нетрудно обнаружить, что Божия Воля в появлении нашей страны явно превалирует над прочими историческими обстоятельствами, и утверждение православия на Руси совпадает по сути дела с созданием ее государственности.

Мы начинаем эту главу датами, связанными с историей Византии и других сопредельных Руси государств, чтобы показать, как происходило в мире осознание факта появления нашей страны…

Основные события этого начального периода нашей истории – появление варяжских князей и возникновение династии Рюриковичей, подчинение разрозненных славянских племен единой княжеской власти и защита их от набегов волжских болгар и печенегов, разгром Хазарского каганата – идут рядом с событиями православной истории: созданием славянской азбуки, распространением православия, духовным просвещением Руси.

Тесно связаны с ними и «уходящие» в прошлое события, порожденные древней родовой памятью язычества: разбойничьи набеги на Византию, прецеденты родовой мести и рецидивы язычества. Вероятно поэтому даже и равноапостольный князь Владимир, постигнув, что необходимо объединить создаваемую им страну единой верой, христианство принял не сразу.

Вначале он установил на Священной горе невдалеке от теремного дворца шесть кумиров, которые почитались различными славянскими племенами, и были свезены в Киев не столько как боги, сколько как представители соответствующих родов и племен, объединенных под властью киевского князя.

Славяне привозили тогда в Киев своих Богов, свои поверья, свои наречия, и это все было подобно насыпи рудной породы, которую должно было расплавить пламя Христианства, чтобы в огне православия возник новый народ, новый язык, новое государство…

События жизни равноапостольного князя Владимира в 988 году напоминают страницы Ветхого завета, описывающие попытки ветхозаветных царей изменить своему избранничеству.

Предание утверждает, что когда византийская принцесса Анна все-таки прибыла в Корсунь, князь, испытывая сожаление о языческой вольности, решил было нарушить свое обещание и отказаться от крещения, но его поразила слепота. Владимир прозрел лишь, когда принял Святое Крещение в церкви святого Василия…

Предание это свидетельствует о том, что не сам равноапостольный князь Владимир избирал путь Руси, а он был избран, чтобы повести Русь по этому пути и, как в Ветхом Завете, за любую попытку уклониться от этого пути неминуемо следовало наказание…

VII в. до н. э. – появление скифов в Северном Причерноморье.

IV в. до н. э. – возникновение Скифского государства со столицей Неаполь Скифский.

I в. – начало упоминания в античных источниках венедов.

III в. – разгром готами скифского государства; уход скифов из Северного Причерноморья.

IV в. – начало расселения славян в Восточной Европе.

VI в. – первые упоминания об антах в византийских и готских источниках; начало распада славянских группировок венедов, антов, склавинов. Образование союза ильменских славян.

ок. 570 года – родился Мухаммед, исламский пророк, основатель ислама.

VII в. – завершение расселения славян по Восточной Европе. Начало борьбы полян с хазарами. Образование Хазарского каганата.

737 год – в Хазарском каганате принято мусульманское вероисповедание.

809 год – реформы хазарского кагана Обадии. Введена иудейская религия, которая заменила мусульманское вероисповедание.

811 год – первое упоминание о Руси («Ruzzi») в «Баварском хронографе».

815 год – в городе Солуни (Салониках) родился Мефодий (†885), создатель славянской азбуки, один из «первоучителей словенских». Его отец Лев был славянином, мать – гречанкой. Память равноапостольного Мефодия – 6 апреля и 11 мая[6].

827 год – родился Константин (†869), брат Мефодия, «соавтор» славянской азбуки, принявший в монашеском постриге имя Кирилла. Память – 14 февраля и 11 мая.

838 год – первое посольство русского князя (кагана) в Константинополь.

839 год

18 мая – прием в столице империи франков Ингельгейме Людовиком Благочестивым (сыном Карла Великого) византийского посла императора Феофила. В составе посольства находились представители русов.

840 год – первое нападение русских на византийские города в Херсонесе Таврическом (в Крыму).

842 год – новое нападение русских на византийский город Сурож (Судак). Дело закончилось заключением мира.

843 год

19 февраля – торжество Православия. Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста особое праздничное богослужение – Торжество Православия.

Март. По инициативе правителей и императрицы созван церковный собор, который сверг патриарха Иоанна Грамматика и восстановил иконопочитание.

22 апреля. Пасха.

858 год – патриархом в Константинополе стал Фотий (†896).

859 год – впервые упомянут Новгород Великий – столица Новгородской земли.

860 год

14 апреля. Пасха.

18 июня. «Фотиево крещение Руси». По свидетельству греческой хроники, «безбожных Руси лодьи» появились у стен Константинополя. По приказу патриарха Фотия, по стенам осажденного города пронесли ризы Богоматери. И как только эта «девственная риза была обнесена по стене, варвары принялись снимать осаду города, а мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения».

Это чудо легло в основу церковного праздника Покрова Божией Матери. В Константинополе праздник этот был со временем забыт, но князь Андрей Боголюбский возродил его, и праздник стал чрезвычайно почитаемым на Руси.

✓ 25 июня. Заключение первого договора русов с Византией. Византия согласно договору обязалась выплачивать дань Руси.

Первое упоминание в летописях Киева.

Раздел аварских владений славянами и венграми.

Началось путешествие брата Мефодия – Константина Философа (святого Кирилла) в Хазарию.

862 год

19 апреля. Пасха.

Легендарное призвание варягов.

«Когда во всей славянской земле встал род на род и сделалась большая усобица, и пошли за море к варягам, круси…

Сказали руси чудь, славяне, кривичи, весь:

– Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

«Норманнский конунг» Рюрик с дружиною сел в Ладоге, Синеус – в Бело-озере, Трувор – в Изборске.

Некоторые современные исследователи считают, что все это легенда, другие полагают, что Рюрик и его братья были приглашены лишь для охраны границ.

Иерусалимский диакон Феодор разделил Псалтирь на кафизмы[7].

Первое упоминание о Полоцке, Ростове Великом и Муроме.

Посольство правителя Великой Моравии Ростислава в Константинополь с просьбами о помощи против болгаро-немецкого союза.

863 год

11 апреля. Пасха.

Для противодействия немецким миссионерам в Моравию посланы Константин и Мефодий. Начало Моравской миссии славянских просветителей братьев Константина, принявшего в монашестве имя Кирилла, и Мефодия. Братья создали славянскую азбуку (кириллицу) и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтирь.

Восстание в Новгороде. Под предводительством Вадима Храброго славяне поднялись против Рюрика. Восстание было подавлено. Вадима Рюрик «уби».

Разрыв византийского патриарха Фотия с папой Николаем из-за крещения Болгарии и Моравии.

864 год

2 апреля. Пасха.

Поход Аскольда на Царьград.

По летописному преданию, приближенные Рюрика Аскольд и Дир по пути в Константинополь проплывали мимо Киева и поинтересовались, чей это город.

Жители рассказали, что были три брата, Кий, Щек и Хорив… Они построили этот город и сгинули, а им приходится тут сидеть и платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве и стали владеть землей полян. Рюрик же продолжал княжить в Новгороде.

Убийство болгарами сына Аскольда.

Начало двухлетнего неурожая и голода в Болгарии.

865 год

22 апреля. Пасха.

После заключения мирного договора с русами император Михаил III и патриарх Фотий отправили в Киев епископа и священников. Часть киевлян, в основном из княжеской дружины, приняла крещение, и для них была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии.

Болгарский царь Борис принял крещение и получил новое имя Михаил в честь императора Византии.

866 год

Апрель. По приказу императора главный спальничий императора Михаила III Василий Македонянин убил кесаря Варду. Михаил усыновил Василия.

✓ 7 апреля. Пасха.

26 мая. Василий I Македонянин коронован в соправители императору Михаилу III.

Второй поход Аскольда в Константинополь.

«Ходил Оскольд на грек морем к Царюграду». Считается, что целью похода было стремление наказать Византию за неуплату дани, оговоренной договором 865 года.

Начало похода Аскольда было удачным. Царь Михаил ушел воевать сарацин, и Аскольду удалось взять Царьград в осаду. Спас греков шторм, разметавший флот Аскольда. «И бысть поляном плач велий по всей земли».

Волнение в Болгарии, связанное с крещением царя Бориса и соперничеством между Римом и Византией в Болгарии.

867 год

30 марта. Пасха.

Святые Мефодий и Константин Философ (в иночестве Кирилл) прибыли из Херсонеса в Рим с мощами святого Климента, папы Римского († 101).

Победоносный поход Аскольда на кривичей. Начало образования Древнерусского государства. Ядром его становятся поляне, центром – Киев.

Очередной поход Аскольда и Дира на Царьград. Недалеко от Константинополя войска русов встречены послами византийского императора, с которыми Аскольд и Дир заключили письменный торговый договор. Считается, что было достигнуто соглашение о постепенном крещении Руси, и при этом Византия обязывалась ежегодно уплачивать дань, а Русь поставлять Византии войска. После этого русские не воевали с Византией более сорока лет.

Константинопольский патриарх Фотий учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство во время походов в Византию.

24 сентября. Начало Македонской династии в Византии. Усыновленный Михаилом III Василий сосредоточил всю власть в своих руках. Попытка императора заменить «сынка» и приблизить гребца Василикина завершилась заговором, в результате которого 28-летний Михаил был убит ночью в своей спальне. Новым правителем стал Василий I Македонянин.

Константинопольским патриархом после Фотия вторично поставлен святитель Игнатий.

869 год

14 февраля. Приняв монашеский постриг, в возрасте 42 лет скончался в Риме святой равноапостольный первоучитель и просветитель славянский Кирилл, в миру Константин. Мощи его были положены в церкви святого Климента, папы Римского в Риме, и от них стали совершаться чудеса. Память – 14 февраля, 11 мая.

✓ 3 апреля. Пасха.

Святой Мефодий (815—†885) посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии. С его проповедью связано утверждение восточного христианства и исчезновение последних следов язычества в Моравии.

VIII (неканонический) Вселенский Собор.

870 год

26 марта. Пасха.

Встреча Рюрика с будущим императором Запада, королем Лотарингии Карлом Лысым в Нимвегене.

Продолжение VIII (неканонического) Собора. Отделение западной (римской) Церкви от восточной (греческой).

Торжество православия в Болгарии. Болгарская Церковь получила от Константинополя право архиепископии.

Немцы пленили правителя Моравии Ростислава, ослепили его и сослали в монастырь.

Суд в Моравии над архиепископом Мефодием. Первоучитель словенский сослан в монастырь.

872 год

30 марта. Пасха.

Ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, Славомир, поднял в Моравии восстание против немцев.

Нитранский[8] князь Святополк принял сторону восставших, разгромил немцев и стал правителем Моравии.

874 год

11 апреля. Пасха.

Святитель Мефодий крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. Признание Людовиком Немецким независимости Моравии. Нитранский князь Святополк однако остался вассалом немецкого короля.

876 год

15 апреля. Пасха.

Князь Великой Моравии Святополк покорил вислян.

877 год

✓ 7 апреля. Пасха.

Константинопольским патриархом вторично стал Фотий (†886).

878 год

23 марта. Пасха.

* У Рюрика родился сын Игорь, которому предстоит княжить в Киеве[9].

879 год

12 апреля. Пасха.

В Новгороде умер князь Рюрик. Перед кончиной он отдал на руки Олегу сына своего Игоря, ибо тот был еще «детеск вельми». Начало 32-летнего княжения «вещего» Олега, князя новгородского и киевского.

880 год

3 апреля. Пасха.

Крещение киевского князя Аскольда в Византии.

Римским папой Иоанном VIII (872–882) одобрена славянская литургия.

882 год

8 апреля. Пасха.

Захват Киева вещим Олегом.

Выдав себя за купца, Олег выманил на берег Аскольда и Дира. Когда они были захвачены спрятавшимися воинами, Олег приказал вынести младенца Игоря и сказал:

– Вот сын Рюрика!

Аскольда и Дира убили. Некоторые исследователи объясняют жестокость Олега тем, что Аскольд и Дир уже успели отпасть от язычества, приняв христианство.

На могиле Аскольда впоследствии поставили церковь Николы, а на могиле Дира – Ириновскую церковь.

«И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег: „Да будет матерью городом русским»». Взяв Киев, Олег объединил Северную и Южную Русь в одно государство. Дань в этом государстве собиралась с территории от Новгорода до бассейна Припяти, и до Днепра на юго-западе.

Впервые упомянут захваченный Олегом Смоленск.

883 год

31 марта. Пасха.

Олег подчинил древлян – славянское племя, жившее к северу от Киева. «Примучив» древлян, Олег положил на них дань – по черной кунице с «дыму».

884 год

19 апреля. Пасха.

Покорение Олегом северян. И возложил на них дань «легку».

885 год

Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».

Обострение отношений с Хазарским каганатом. Началась русско-хазарекая война.

6 апреля. Страстной вторник. Скончался 70-летний святой равноапостольный первоучитель и просветитель славян Мефодий, архиепископ Моравский. Продолжая дело своего брата Кирилла, Мефодий перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, Правила святых отцов (Номоканон), святоотеческие книги (Патерик). Память – 6 мая и 11 мая.

11 апреля. Пасха.

Начало гонений в Моравии на сторонников Константинопольской патриархии. Изгнаны ученики святителя Мефодия. Частично по приглашению царя Бориса они переселились в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке.

886 год

27 марта. Пасха.

29 августа. Смерть византийского императора Василия I от ран, полученных на охоте. Императором стал Лев VI Философ. Возможно, его отцом был Михаил III, так как жена Василия I Евдокия Ингерина до замужества была его любовницей.

Низложение патриарха Фотия. Патриархом стал брат Льва – Стефан.

888 год

✓ 7 апреля. Пасха.

Родилась святая равноапостольная Ольга[10] (†969).

889 год

23 марта. Пасха.

Вторжение печенегов в Причерноморье.

894 год

31 марта. Пасха.

Начало тридцатилетней войны между Византией и Болгарией. Поводом послужила попытка перенести болгарский рынок из Константинополя в Солунь (Фессалоники).

Папа Стефан V запретил славянскую литургию.

896 год

4 апреля. Пасха.

Болгары выиграли битву при Болгарофигоне. Византийцы вызвали из Италии Никифора Фоку для отпора болгарам. В союзники приглашены были также венгры, которые продвинулись до столицы Болгарии Преслава. Однако когда венгры возвращались с богатой добычей, болгарский царь Симеон нанес им несколько поражений, а после, заключив перемирие с Византией, и напал на поселения и кочевья венгров. После страшного разгрома оставшаяся часть венгров навсегда ушла из черноморских степей следом за армией, в Паннонию, которая и стала нынешней Венгрией.

Симеон же двинулся на Византию. Разгромив византийцев под Адрианополем, болгарские войска подошли к Константинополю. Византия была вынуждена заключить мир с болгарами.

Умер в ссылке 75-летний Константинопольский патриарх Фотий. Вскоре могила его прославилась чудесами, а сам он был причислен клику святых Православной Церкви. Одно из чудес, совершенных Фотием, спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери. Память – 6 февраля.

898 год

16 апреля. Пасха.

Мадьяры (угры и венгры), пришедшие с северо-востока, встали вежами под Киевом, но вскоре, взяли откуп и ушли. Предположительно, мирный исход дела был связан с заключением долгосрочного договора «о любви и дружбе», по условиям которого и совершались в дальнейшем совместные военные походы на Византию.

Конец IX века

Деятельность основателей Валаамского монастыря преподобных Сергия и Германа. Память – 11 сентября, 28 июня.

О преподобном Сергии в церковной службе говорится, что он «от восточных стран». Преподобный Герман, преемник преподобного Сергия, согласно сказанию, тоже был священноиноком, пришедшим от «восточной страны».

900 год

20 апреля. Пасха.

Примирение восточной и западной Церквей.

903 год

17 апреля. Пасха.

По легенде, сын Рюрика – Игорь охотился в псковских лесах и, увидев челн, стоящий на берегу реки, попросил перевезти его. Перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Игорь был так поражен ее красотой и умом, что немедленно посватался к ней.

По сведениям летописи, Ольга была «приведена» в Киев в качестве будущей жены Игоря и происходила из древнего славянского рода Гостомысла, прежде же она носила славянское имя Прекрасна.

Впервые упомянут Псков.

904 год

8 апреля. Пасха.

Неудачный поход русов вместе с арабами на Константинополь.

Посольство римского папы Сергия в Багдад для заключения соглашения о совместной борьбе с Византией.

Арабы взяли один из крупнейших городов Византийской империи – Солунь, но не стали удерживать. Болгарский царь Симеон воспользовался этим и передвинул границы Болгарии к Солуни.

906 год

13 апреля. Пасха.

Апрель. Против воли патриарха придворный священник Фома обвенчал императора Льва и Зою. Это был уже четвертый брак императора. За этот грех патриарх Николай запретил Льву посещать церковь.

907 год

1 февраля. Византия. Низложение патриарха Николая. Патриархом стал Евфимий. Собранный им Церковный Собор признал законным четвертый бракЛьва.

✓ 5 апреля. Пасха.

Воспользовавшись тем, что силы византийцев отвлекло восстание Андроника Дука и арабское вторжение, Олег предпринял поход на Константинополь.

Конница шла через Болгарию, а сам князь направился к Константинополю во главе флотилии, составленной из двух тысяч судов. Разорение окрестностей города.

Чтобы преградить путь флоту русов, византийцы перегородили цепями бухту Золотой Рог. Легендарный переход судов, поставленных на колеса, под парусами прямо по полю под стены города.

В знак одержанной победы Олег прибил свой щит к вратам Константинополя. Помимо дани, Руси удалось заключить торговый договор. Русские купцы, вывозящие мед, меха и рабов, освобождались в Византии от всяких пошлин. Они проживали в предместьях Константинополя и получали ежемесячное жалование.

Впервые упомянут Чернигов.

Падение в Китае династии Тан. Распад Империи на 11 государств. Завоевание Северного Китая киданями (племенем монгольской группы).

909 год

16 апреля. Пасха.

Поход русов через территорию Хазарии против наместника Багдадского халифа в южном и юго-западном Прикаспии. Взятие острова Абесгун (Абаскун). В этом походе войско русов участвовало в качестве союзника Византии.

911 год

21 апреля. Пасха.

Посольство Олега в Константинополь.

2 сентября. Заключение договора с Византией, подробно регламентировавшего равноправные отношения греков и славян.

«Кто ударит другого мечом или каким другим орудием, да заплатит серебра по закону Русскому, неимущий же да заплатит что может и да клянется по Вере своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от дальнейшего взыскания».

По этому договору каждый русский человек мог приходить в Царьград, и его обязаны были принимать как доброго и уважаемого гостя.

Впервые упомянут Переяславль-Южный, ставший в дальнейшем центром древнерусского Переяславского княжества.

912 год

12 апреля. Пасха.

Завершилось 32-летнее княжение «вещего» Олега, при котором Киевское государство так громко заявило о себе на международной арене.

Волхвы и кудесники предсказали Олегу, что он умрет от своего коня. Поверив предсказателям, Олег больше никогда не садился на любимца. Осторожность покинула князя, когда он узнал о его смерти. Поставив ногу на лошадиный череп, он посмеялся над предсказанием: «От сего ли лба смерть было взяти мне?» В это время из черепа выползла змея и ужалила князя.

По одной из легенд, Олега похоронили в Ладоге, по другой – в Киеве.

Власть перешла к Игорю, сыну Рюрика. Правил он 33 года.

Начало похода в Закавказье. Русское войско участвовало в этом походе в качестве союзника Византии.

913 год

28 марта. Пасха.

500 кораблей русов с согласия Хазарского каганата были перетянуты из Дона в Волгу и спустились в Каспийское море. По договору половина добычи должна была достаться каганату, но когда на обратном пути русы остановились в Итили, столице каганата, они подверглись нападению мусульманской гвардии хазар. Три дня шло кровопролитное сражение, в результате которого русы были истреблены.

Попытка древлян выйти из-под власти киевского князя. «Нача княжити Игорь Рурикович»; и древляне «затворишася от Игоря по Олегове смерти».

6 июня. Византия. Смерть императора Александра. Императором стал восьмилетний сын Льва VI – Константин VII Порфирогенет.

Война болгар с Византией. Симеон потребовал признать его соправителем императора Константина.

914 год

17 апреля. Пасха.

Поход Игоря на древлян. Победив их, он возложил на древлян дань больше Олеговой. «В се лето прийде Семтон, цар Болгарский, на Греки к Царьграду; и сотворив мир возвратися».

Переворот в Константинополе. Патриарх Николай Мистик отстранен от регентства. Фактически власть перешла к матери Константина – Зое.

915 год

✓ 9 апреля. Пасха.

Появление в южно-русских степях печенегов – кочевой народности тюркского происхождения. Первое столкновение печенегов с Русью. Отражение их набега на Киев. Игорь заключил договор с печенегами, но договор этот оказался недолговечным.

Появление ереси богомильства в Болгарии. Поп Богомил учил, что на протяжении всей ветхозаветной истории людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности, сумел «разбожествить» Сатанаила, и он оказался низвергнут в ад. Богомилы отрешались от погрязшего в грехах мира и пытались обрести спасение за счет крайнего аскетизма.

916 год

24 марта. Пасха.

27 июля. Скончался равноапостольный Климент, епископ Охридский, Болгарский, ученик славянских апостолов Кирилла и Мефодия, автор множества поучений. Память – 27 июля.

917 год

13 апреля. Пасха.

«Греци поразиша Симеона Болгарскаго; Симеон же потом исправився порази Греков». Победа болгар при Анхиале.

Пик государственного могущества Болгарии. Влияние их распространилось на весь Балканский полуостров, Македонию, Фессалию, Аттику. В сферу влияния

Болгарии попала Сербия. Болгарская церковь стала независимой от Константинополя.

Попытка Византии привести для борьбы с болгарами печенегов. Но из-за ссоры полководцев Романа и Иоанна затея эта не принесла успеха.

919 год

Март. Византийский полководец Роман ввел свои корабли в дворцовую гавань и разогнал советников Зои. Женитьба Константина на дочери Романа – Елене. Роман получил титул василеопатора (отца императора) и фактически стал правителем империи.

18 апреля. Пасха.

Сентябрь. Зоя попыталась отравить Романа и была сослана в монастырь. Роман стал кесарем.

920 год

✓ 9 апреля. Пасха.

Поход князя Игоря вместе с хазарами против печенегов. Игорь «воева на Печенегов, и победил».

«Поставлен бысть царем во Грецех Роман». Сыновья Романа стали соправителями Романа. Константин оказался фактически отстранен от власти.

921 год

1 апреля. Пасха.

«Умре Лешко, князь Лядзский, и наста по нем Земомысл, сын его». Союз Византии с Арменией.

Царь булгар готов был принять ислам и изгнать иудеев, но это не удалось ему. Часть племени – будущие чуваши – отказались сменить веру и ушли в леса.

922 год

21 апреля. Пасха.

Принятие ислама Волжской Булгарией.

После ряда побед болгары подошли к Константинополю.

923 год

6 апреля. Пасха.

Снова вспыхнула война между Болгарией и Византией. Болгары взяли Адрианополь, опустошили Фракию и Македонию. Симеон попытался договориться с наместником арабского халифата в Египте о штурме Константинополя, но переговоры успеха не имели, и после того, как правитель Сербии князь Захарий перешел на сторону Византии, Симеон вступил в переговоры с Византией.

924 год

28 марта. Пасха.

Сентябрь. Встреча Симеона с Романом Лакапином на плоту в бухте Золотой Рог. Заключено перемирие.

Поход Симеона против сербов. Подчинение Сербии Болгарии.

Византия подняла против каганата асов, гузов, печенегов, но они были разбиты правителем Хазарии Вениамином при помощи алан.

925 год

17 апреля. Пасха.

Германский король Генрих I присоединил Лотарингию – начало захвата земель полабских славян.

Объединение хорватских племен. Возникло королевство Хорватия.

927 год

✓ 25 марта. Пасха и Благовещение.

27 мая. Готовясь к походу на Константинополь, умер Симеон. Императором Болгарии стал Петр I.

Женитьба Петра I на внучке Романа Лакапина. Мир Болгарии с Византией. Начало упадка Болгарии.

931 год

10 апреля. Пасха.

Восстание в Сербии. Выход ее из состава Болгарии.

Иудео-хазарам удалось покорить камских булгар, сувазов (чувашей), эрзю, мари, вятичей, северян и славян.

932 год

1 апреля. Пасха.

Первое печатное издание книг в Китае. Текст книг для печатания вырезали на досках.

Иудео-хазары покорили аланов и изгнали из Алании православных священников. Конфликт Византии с хазарами, гонение на евреев.

936 год

17 апреля. Пасха.

28 мая. Скончался святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Константинопольский. Он был славянином из Новгорода. Память – 28 мая, 2 октября.

Началось правление германского короля Оттона I (912–973), ставшего в 962 году императором «Священной Римской империи». Основав империю, Оттон завоевал Северную Среднюю Италию. Королевскую власть он укреплял, подчиняя герцогов и опираясь на епископов и аббатов. Оттон I враждовал со славянами и взял под покровительство евреев.

Новые успехи кочевников-киданей в Китае. За помощь в захвате трона династией Цзинь они получили огромную территорию севера Китая вместе с Пекином. Эта территория в дальнейшем послужила плацдармом для захвата Китая монголами.

937 год

✓ 2 апреля. Пасха.

Воевода князя Игоря Свенельд начал войну с уличанами.

Основан Углич.

У князя Игоря и Ольги родился Святослав[11].

940 год

29 марта. Пасха.

Поход Песаха, вырезавшего три города в Крыму. Осада Херсонеса.

Захват киевским воеводой Свенельдом уличского[12] города Пересечен.

941 год

18 апреля. Пасха.

Поход князя Игоря на Византию. Он шел на нескольких тысячах скедий (род ладьи).

11 июня. «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы…».

Жестокому опустошению были подвергнуты приморские провинции империи – Вифиния, Пафлагония, Никомидия, но подоспевшие подкрепления оттеснили русские дружины к морю.

Воинское счастье не сопутствовало Игорю и на море. Византийский флот напал у маяка Искрест и сжег русские ладьи «греческим огнем» – смесью смолы, серы, нефти и селитры.

В Киеве возник еврейский квартал.

942 год

10 апреля. Пасха.

12 апреля. Перенесение пояса Пресвятой Богородицы из Зилы в Константинополь.

943 год

26 марта. Пасха.

Начало победоносного похода князя Игоря по прикаспийским областям Закавказья.

944 год

Взятием города Бердаа в Кавказской Албании, расположенной в междуречье Куры и Аракса, завершился поход князя Игоря в Закавказье.

14 апреля. Пасха.

Второй поход князя Игоря на Византию. Ему удалось собрать под своими знаменами огромное войско славян, варягов и печенегов. Греки предпочли откупиться от нового вторжения, предложив Игорю дань большую, чем платили Олегу.

На совете дружины предложение греков было принято.

«Не по земли ходим, но по глубине морьстей: обьча смерть всем». Печенеги отправились воевать Болгарскую землю, а Игорь с богатой добычей «приде к Киеву восвояси».

Первый набег печенегов на Болгарию.

Перенесен в Константинополь Нерукотворный Образ, отпечатавшийся на полотнище, которым Христос утер свое лицо. Образ хранился в сирийском городе Эдессе, но когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить его.

945 год

6 апреля. Пасха.

Посольство Византийской империи к Игорю о возобновлении «старого мира, нарушенного уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом». Игорь предложил заключить союз любви на все годы, «пока сияет солнце и весь мир стоит».

Договор, регламентирующий равноправные отношения Византии и Киевской Руси, был заключен. Он лишил русских купцов беспошлинной торговли. Русские обязались также оказывать военную помощь в охране Херсонеса и в противодействии болгарам.

При заключении договора Игорь и «люди его» принесли на холме клятву Перуну; а дружинники-христиане присягали в соборной церкви святого пророка Ильи на Подоле.

Осень. Князь Игорь, по принуждению дружины, – «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги!» – решили собрать повторную дань с древлян.

«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его», – решили древляне со своим князем Малом и, выйдя из города Искоростеня, разбили дружину 66-летнего Игоря и захватили самого князя. Он был привязан между двумя деревьями и разорван.

Начало 12-летнего правления святой княгини Ольги. Ей было, когда она овдовела, около шестидесяти лет.

946 год

22 марта. Пасха.

«Огненная месть» Ольги, вдовы князя Игоря. Сразу после убийства Игоря, древляне послали к ней посольство с известием о гибели мужа и предложением пойти теперь замуж не за «волка», а за хорошего князя Мала.

Ольга сделала вид, что предложение послов заинтересовало ее, и посоветовала им возвратиться в свои ладьи, а когда утром она снова пошлет за ними, начать величаться, дескать, «не едем ни на конях, ни на возах, и пеши не идем, но понесите нас в ладье».

Так и было сделано. Дружинники отнесли на руках ладью с древлянскими послами на двор к Ольге, где уже была приготовлена заполненная горящими углями яма. В эту яму и опустили ладью с «избоченившимися» послами.

Следующее посольство древлян постигла подобная же участь. Когда они мылись с дороги в приготовленной им Ольгою бане, дверь заперли и строение подожгли.

Затем Ольга совершила тризну на могиле Игоря, где дружина ее порубила всех опьяневших древлян, и только после этого княгиня отправилась с большим войском в карательный поход.

Номинально предводительствовал войском сын Игоря – Святослав (†972). Но он был еще так мал, что когда бросил копье, оно ударило его же коня по ноге. «Князь уже начал!» – сказал тогда воевода Свенельд.

Битва была выиграна. Древляне закрылись в Искоростене в осаде, и Ольга, подойдя к городу, предложила заключить мир, если жители дадут ей дани по три

голубя и три воробья со двора. Обрадованные древляне исполнили ее повеление. Когда начало смеркаться, дружинники Ольги привязали к птицам горящую серу с трутом и отпустили их. Птицы разлетелись по своим гнездам, и скоро весь Искоростень был объят огнем, а жители его убиты или обращены в рабство. Присоединение к Киеву земель древлян[13].

947 год

11 апреля. Пасха.

Начало финансовой реформы, впервые проведенной на Руси княгиней Ольгой. Дань взималась теперь в строго определенном размере – «уроке». По Днепру и Десне, а также в Новгородской земле по Луге и Мете вся земля была разделена на погосты – прообразы волостей. Эти погосты, говоря современным языком, становились административными центрами.

955 год

15 апреля. Пасха.

Поездка княгини Ольги во главе посольства из двадцати двух купцов в Константинополь.

✓ 9 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны. Состоялся пышный прием в честь княгини Ольги у императора Константина Порфирогенета.

Крещение Ольги в Константинополе с именем Елены[14].

«Повесть временных лет» рассказывает, что цесарь Константин, увидев Ольгу, удивился ее разуму и красоте и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».

Сообразив, что ей делается предложение, Ольга ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». Когда же после крещения Константин возобновил свои домогательства, Ольга ответила: «Как ты возьмешь меня в жены, если назвал меня дочерью. У христиан такого закона нет, и ты сам это знаешь»[15].

Имя святой равноапостольной Елены дано Ольге не случайно. Подобно матери императора Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, святая Ольга привезла в Киев, возвратившись из поездки, Святой Крест, вырезанный из куска Древа Господня. На этом Кресте была сделана надпись: «Русская земля обновилась для жизни в Боге святым крещением, принятым блаженною Ольгою».

18 октября. Столь же почтительный прием, как и при встрече, был оказан Ольге и перед отъездом из Константинополя, но главной цели посольства – установления брачных связей Рюриковичей с Порфирогенетами[16] – достигнуть не удалось.

Германский король и император Оттон I нанес сокрушительное поражение венграм при Лехе, после чего их набеги на Германию прекратились.

959 год

3 апреля. Пасха.

Княгиня Ольга отправила послов во Франкфурт-на-Майне к Оттону I. Стремясь к заключению торгового договора с Германской империей, Ольга дала согласие на допуск в Киев немецких миссионеров.

960 год

22 апреля. Пасха.

* Родился Ярополк I (†980), старший сын князя Святослава.

Неподалеку от Выбут родился побочный сын князя Святослава, внук Ольги – святой равноапостольный великий князь Владимир (Володимир) (в крещении Василий, † 1015). Его матерью была Ольгина ключница – Малуша. Как полагают некоторые исследователи, Малуша была иудейкой, вывезенной Святославом из Булгарского каганата.

Прибытие на Валаам преподобного Авраамия Ростовского († 1073/1077). Память – 29 октября.

В Северном Китае начала править императорская династия Сун. Она просуществовала до монгольского завоевания в 1279 года.

961 год

✓ 7 апреля. Пасха.

Крит опять отвоеван Византией. В боевых операциях на острове участвовали и русские войска.

В Киеве появился монах Адальберт, посланный Оттоном I для распространения католичества. Варяжская знать Киева выступила против христианизации.

Княгиня Ольга в знак протеста уступила всю власть сыну Святославу Игоревичу, но княжение его было скорее заочное. Ольга по-прежнему правила в Киеве, так как Святослав постоянно находился в походах.

962 год

30 марта. Пасха.

Родился Олег (†977), третий сын Святослава.

Возникла «Священная Римская империя» во главе с германским императором Оттоном I, включившая в свой состав помимо Германии Северную и значительную часть Средней Италии, некоторые славянские земли, а также часть Южной и Юго-Восточной Франции.

963 год

13 марта. Родилась византийская принцесса Анна († 1011), будущая жена равноапостольного князя Владимира, мать первых русских святых – страстотерпцев Бориса и Глеба.

15 марта. Убит отец Анны, византийский император Константин VII Багрянородный. Императором Византии стал сын Константина VII Порфирогенета Роман II.

19 апреля. Пасха.

Май. Войска провозгласили императором Никифора II Фоку.

На Афоне (полуостров в Греции, на побережье Македонии) началась монашеская жизнь.

При святом Антонии Печерском между Русью и Афоном установится постоянная связь.

965 год

26 марта. Пасха.

Начало грандиозного похода князя Святослава Игоревича на хазар. Князь предпринял обходной маневр. Двинувшись на север, он покорил зависимые от каганата славянские племена вятичей, а затем, перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина спустилась по Волге, громя волжских булгар.

Разрушение хазарской столицы Итиль.

Вторгшись на Северный Кавказ, Святослав взял на территории современного Прикаспийского Дагестана древнюю столицу хазар Семендер. Покорены ясы (осетины) и касоги (адыгские племена).

На Таманском полуострове создано Тмутараканское княжество.

Взят на обратном пути и разрушен главный хазарский город на левом берегу Дона – Саркел. На его месте основана Белая Вежа, ставшая русским степным форпостом.

Византии удалось вернуть себе Сицилию.

966 год

15 апреля. Пасха.

Захват князем Святославом земель вятичей; объединение всех восточных славян под властью Киева.

Император Византии Никифор II Фока отказался платить болгарам дань, и между Византией и Болгарией произошел разрыв. Посольство византийцев из Херсона в Киев к Святославу с предложением союза в борьбе с болгарами.

967 год

31 марта. Пасха.

Август. По просьбе императора Никифора Фоки, князь Святослав в союзе с печенегами пошел на болгарских венгров. Он взял восемьдесят городов по Дунаю, овладел столицей и «седе княже ту в Переяславци, и емля дань на Грецех».

Князь Святослав перенес свою ставку (столицу) в Переяславец-на-Дунае.

969 год

Весна. Набег печенегов на Киев. Ольга с внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром – села в осаде в Киеве. «И нельзя было из града выйти, и стали люди изнемогать от нехватки воды и пищи».

Князь Святослав с дружиною вынужден был вернуться с Дуная в Киев, и печенеги были отбиты. «Прогна печенеги в поли и бысть мир».

11 апреля. Пасха.

8 июля. Святослав объявил матери и боярам, что переносит свою столицу. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей…». Он посадил Ярополка в Киеве, а Олега – у древлян. Поскольку новгородцы тоже пришли просить себе князя, а не наместника, Святослав послал в Новгород своего побочного сына Владимира.

11 июля. На восьмидесятом году жизни скончалась святая равноапостольная великая княгиня Ольга в святом крещении Елена. Хотя ей и не удалось обратить в христианство своего сына Святослава Игоревича, именно с нею связано начало русского православия. Ольга воздвигла храмы святителя Николая в Киеве и Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, Ольга основала и Псков. А там, где ей было видение трех светоносных лучей с неба, воздвигла храм Святой Живоначальной Троицы. Ольга – первая русская княгиня, запретившая справлять по себе тризну. Погребли Ольгу в Киеве по православному обычаю. Память – 11 июля.

11 декабря. Византия. Убийство Никифора II Фоки заговорщиками – императрицей Феофано и Иоанном Цимисхием. Новым императором стал Иоанн I Цимисхий.

Декабрь. Требование патриарха удалить Феофано и отменить законы, которые были приняты Никифором и ущемляли права патриарха. Чтобы венчаться на трон, Иоанн вынужден был сослать Феофано на остров Принкипи и возвратить синоду грамоту Никифора.

970 год

27 марта. Пасха.

Вернувшись в Преслав, князь Святослав увидел, что болгары укрылись от него за городскими стенами, и «взя град копьем».

Лето. Начало войны Святослава с Византией. Русско-болгарское войско, в которое входили также венгры и печенеги, перешло Балканы. Взятие Филиппополя (Пловдива). Разорение греческих земель.

Выгадывая время, византийский император Иоанн I Цимисхий вступил со Святославом в переговоры о размере дани. За это время император собрал стотысячное войско.

Сражение под Адрианополем, после которого князю Святославу все же выплатили дань. Но война на этом не закончилась.

Мятеж в Азии Барды Фоки племянника Никифора. Мятежник был разбит полководцем Бардой Склиром и пострижен в монахи.

971 год

Весна. Греческие войска вторглись в Болгарию.

14 апреля. Страстная Пятница. Войско византийского императора Иоанна Цимисхия овладело древней болгарской столицей Преславом, который защищал отряд русов во главе с полководцем Сфенкелом.

16 апреля. Пасха.

23 апреля. Антипасха. Армия византийского императора осадила крепость Доростол на Дунае (ныне румынский город Силистрия), крепость обороняло войско князя Святослава. Три месяца длилась осада, три месяца дружинники Святослава совершали вылазки, нанося ощутимые потери императорскому войску.

22 июля. В сражении у стен Доростола византийским войскам удалось отрезать русскую дружину от городских ворот, и только ценою больших потерь Святославу удалось пробиться назад в город. Он и сам был тяжело ранен.

Эта битва, проигранная Святославом, и завершила русско-византийскую войну 970–971 годов. В договоре, заключенном с императором Иоанном I Цимисхием, Святослав обязывался не предпринимать более походов на византийские земли и оставить завоеванную им Болгарию.

«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, – клялся в этом договоре Святослав, – пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты

от Бога, в которого веруем, – в Перуна и в Белеса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем».

Византия захватила Восточную Болгарию. Болгарский царь Борис II был увезен в Константинополь. Конец первой болгарской династии.

Проявление князем Святославом враждебности к киевским христианам.

972 год

Весна. Вступил на престол одиннадцатилетний Ярополк I вятославич (†980).

✓ 7 апреля. Пасха.

Князь Святослав, по-видимому, не собирался исполнять клятву. Оставив Болгарию, он решил вернуться в Киев, чтобы собрать армию для нового похода. Не собирались исполнять договор и его противники. Подкупленные болгарами печенеги на днепровских порогах напали на Святослава и убили его. Печенегский хан Куря сделал из черепа Святослава чашу. Было Святославу около пятидесяти лет.

973 год

23 марта. Пасха.

Распад Руси. Двенадцатилетний Ярополк Святославович сидит в Киеве. Одиннадцатилетний Олег Святославович – в Древлянской земле. Владимир со своим опекуном Добрыней – в Новгороде.

975 год

4 апреля. Пасха.

Начало первой усо бицы на Руси между малолетними сыновьями Святослава – четырнадцатилетним Яр ополком и тринадцатилетним Олегом.

Поводом для распри послужило убийство Мстислава Люта, сына киевского воеводы Свенельда, забравшегося на охоте во владения древлянского князя Олега. Как говорит летопись, с этих пор Свенельд начал подучивать Ярополка, дескать, пойди на своего брата и возьми волость его.

976 год

В Киев прибыли византийцы для подписания нового мирного договора. Предусматривалась выплата дани Киеву за спокойствие на византийских границах.

11 января. Сын Романа II Василий отравил императора Иоанна I и вступил на византийский престол. Начало правления Василия II Булгароктона («Болгаро-бойца»).

23 апреля. Пасха.

Восстание в Азии военачальника Барда Склира. Переход большинства армии на сторону Барды. Чтобы подавить восстание, Василий II снял опалу с вельможи Барды Фоки, племянника Никифора II.

Распространение на Руси культа Перуна.

977 год

8 апреля. Пасха.

В Киеве послы из Рима предложили распространить на Руси католичество. Посредником выступал польский князь Мешко I.

Поход Ярополка на Олега. Потерпев поражение, дружина Олега решила закрыться в городе Овруче. Во время панического отступления многих дружинников столкнули с моста через ров. Среди них оказался – в суматохе этого не заметили – и пятнадцатилетний Олег.

Узнав о походе Ярополка и гибели Олега, Владимир бежал из Новгорода в Скандинавию к Олафу Тругвассону Ярополк, оставшись единственным правителем Руси, послал в Новгород своих посадников.

978 год

31 марта. Пасха.

Победоносный поход Ярополка на печенегов. Печенежский князь Илдей поступил на службу к Ярославу.

Варда Фока разбил Склира, и тот сбежал к арабам. По некоторым данным, в битве против Склира участвовала грузинская конница.

980 год

11 апреля. Пасха.

Двадцатилетний князь Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите, пусть готовится биться».

Сватовство князя Владимира к Рогнеде – дочери полоцкого князя Рогволда, уже посватанной за Ярополка. Владимиру было отказано, и он предпринял поход на Полоцк. Рогволда и двух его сыновей он убил, а Рогнеду взял в жены.

Поход Владимира на Киев. Битва с Ярополком на реке Друче под Смоленском. Измена Блуда, воеводы Ярополка. Взятие Киева Владимиром. Убийство Владимиром двадцатилетнего Ярополка. Беременную жену своего убитого брата Владимир взял в наложницы.

Рождение сына Владимира и Рогнеды – Ярослава, который в дальнейшем будет прозван Мудрым. От жены Ярополка родился сын – Святополк I Владимирович Окаянный.

Укрепив свою власть, Владимир, прежде всего, избавился от привезенных из-за границы варягов. Он отпустил их в поход на Византию, предварительно предупредив об этом греков.

Реформа пантеона языческих богов. В Киеве воздвигнуты кумирни деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Мокоши.

Впервые упомянут Туров на реке Припять.

981 год

27 марта. Пасха.

Взятие Владимиром червенских городов, бывших под властью поляков. Впервые упомянут Перемышль – первоначальный центр юго-западных земель, находящийся на правом берегу реки Сан при впадении в него Вяры.

982 год

16 апреля. Пасха.

Завершение покорения вятичей на берегах Оки. На них возложена дань – с каждого плуга, «якоже и отец его имаша».

Увеличение гарема Владимира до необычайных размеров. Кроме пяти жен, по свидетельству летописи, он имел еще триста наложниц в Вышгороде, триста – в Белгороде, двести – в сельце Берестовое (Берестово).

Попытка вятичей привлечь в союз печенегов. Второй поход Владимира на вятичей и основание города Суздаля.

983 год

8 апреля. Пасха.

Поход князя Владимира на прусское племя ятвягов, земли которых простирались между реками Неман и Нарев (Гродненский край). «И победи явтяги, и взя землю их». В результате этой победы киевлянам удалось овладеть речными путями по Неману, Бугу и Висле в направлении Балтийского моря.

12 июля. По возвращении из похода было решено принести богам человеческую жертву. Жребий пал на сына варяга Федора, исповедовавшего христианство.

– Дай сына своего, да принесем его богам, – потребовали у него киевляне.

– Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына, – ответил Федор. – А вы-то зачем совершаете им требы?.. Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгниет.

Возмущенные киевляне убили Федора и его сына Иоанна. Эти варяги стали первыми христианскими мучениками на Руси. Память – 12 июля.

Впоследствии на месте их мученической кончины была выстроена Десятинная церковь[17].

12 июля. В местечке Любече, близ Чернигова родился будущий преподобный Антоний Киево-Печерский († 1073). Постриг принял в юности на Афоне. За высокие подвиги был послан в Россию для устройства там монашеской жизни. Память – 10 июля и 2 сентября.

Имперский сейм в Вероне призвал к «походу против греков и сарацин» (византийцев и мусульман).

984 год

23 марта. Пасха.

Великий князь Владимир Красное Солнышко продолжил объединять в одно государство восточно-славянские племена. Поход войска князя Владимира под предводительством воеводы, прозванного Волчий Хвост, на радимичей, населявших междуречье Днепра и Десны. Сражение на реке Пищань (притоке Сожи). На радимичей наложена дань.

Смерть Оттона отсрочила готовящийся поход «против греков и сарацин».

985 год

12 апреля. Пасха.

Основан Брянск как укрепленное поселение на высоком берегу Десны (первоначально Дебрянск).

Поход князя Владимира с дядей его Добрыней на Волжскую Булгарию и хазар. Попытка его завоевать столицу – город Великий Булгар (близ нынешней Казани).

Предание утверждает, что воевода Добрыня, указывая на пленников, сказал великому князю Владимиру:

– Такие дани не дадут…

– Почему? – спросил князь.

– Они все в сапогах, пойдем искать лапотников…

Заключение мира с булгарами. «Толи не будеть межю нами мира, оли камень начнеть плавати, а хмель начнеть тонути».

986 год

✓ 4 апреля. Пасха.

По преданию, в этот год начались прения о вере, которую должна принять Русская земля.

Первыми, как свидетельствует «Повесть временных лет», появились в Киеве хазары, исповедовавшие магометанство. Рассказы о пророке Магомете, о рае, наполненном по представлению мусульман прекрасными гуриями, показались великому князю Владимиру довольно занятными, но его огорчил введенный в мусульманстве запрет на употребление вина.

«Руси есть веселие питие… – сказал князь, прощаясь с послами. – Не можем без того быть».

Неуспех первого посольства не смутил хазар. Второе посольство из Булгарии поведало Владимиру об иудейской вере.

– Мы веруем во единого Бога – Бога отцов наших Авраама, Исаака и Иакова… – рассказывали они.

– А где земля ваша?

– В Иерусалиме…

– Но вы ведь пришли из Волжской Булгарии!

– Да… – ответили послы. – Бог за грехи отцов наших лишил нас отечества и рассеял по всей земле…

– Как же вы пришли обращать нас в свою веру, будучи отвержены от Бога?! – рассердился князь Владимир. – Если бы Бог любил вас и ваш закон, он не расточил бы вас по чужим землям! Ужели такой участи вы желаете и нам?

Не удалось хазарам обратить великого князя Владимира ни в мусульманскую, ни в иудейскую веру. Гораздо больше понравились Владимиру доводы греческого миссионера, вкратце изложившего основные события Ветхого и Нового Заветов.

988 год

Год Крещения Руси.

8 апреля. Пасха.

Встревоженные восстанием главнокомандующего малоазиатскими византийскими армиями полководца Барда Склира и вельможи Барда Фоки византийские императоры Василий II и Константин VIII обратились к Руси за военной помощью. Взамен они обещали отдать в жены великому князю Владимиру византийскую принцессу Анну, если, конечно, Владимир примет Святое Крещение.

Русская флотилия направлена в Константинополь.

Апрель. Перед самым сражением с Василием внезапно умер Фока. Ходили слухи, что он был отравлен виночерпием.

После разгрома мятежников в битве при Хрисополе и Авидосе (Абидоне) византийцы позабыли об обещании, данном князю Владимиру.

Декабрь. Владимир осадил византийский Херсонес (Корсунь) и, перекрыв водоводы, снабжавшие Корсунь водой, захватил город. В обмен на Корсунь Владимир потребовал обещанную ему принцессу.

Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой.

По прибытии Анны в Корсунь князь Владимир отказался было креститься, но его поразила слепота. Владимир прозрел лишь, когда принял Святое Крещение в корсунской церкви святого Василия. Вскоре затем последовало и бракосочетание Владимира с византийской принцессой.

1 августа. Возвращение святого равноапостольного князя Владимира в Киев.

Святой великий князь Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября).

Владимир крестил вначале своих сыновей и вельмож, а затем и всех киевлян в водах Днепра.

989 год

В Киеве на холме, где стоял сверженный Перун, построена церковь святого Василия, это имя и получил в крещении сам великий князь Владимир.

Волнения в Новгороде, связанные с крещением. Восстание было подавлено. «Путята крестил Новгород огнем, а Добрыня – мечом».

31 марта. Пасха.

Софийский храм – собор «о тринадцати верхах» – срублен в Новгороде.

Перемены в образе жизни великого князя Владимира.

Он распустил свой гарем, а старших сыновей (их было у него двенадцать) посадил по городам. Вышеслава – в Новгороде, Изяслава – в Полоцке, Святополка – в Турове, Ярослава – в Ростове. Когда умер Вышеслав, в обход Святополка в Новгород был переведен Ярослав.

990 год

20 апреля. Пасха.

В Киеве, на месте мученической кончины Федора и его сына Иоанна, заложена церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная). Строилась она (с 990 по 996 год) под руководством греческих мастеров.

Борьба великого князя Владимира с печенегами. Строительство крепостей по рекам Десне, Остру Трубежу Суле, Стугне – рубежу обороны с востока и юга.

Поляки захватили Моравию.

Владимир «за многие противности польского князя Мечислава, собрав войска, на него пошел. И нашед его за Вислою, победил так, что едва не всё войско и с воеводами побил или в плен взял, и сам Мечислав едва в Краков ушел…»

Из Кракова польский князь прислал к великому князю Владимиру послов с большими дарами, прося мира, который и был заключен.

Печенежский князь Кучуг принял православие.

991 год

✓ 5 апреля. Пасха.

Константинопольский патриарх поставил Киевским митрополитом святителя Михаила Сирина († 15 июня 992). Память – 30 сентября. Начало первого периода (988-1240) совершенной зависимости Руси от Константинопольского патриархата.

Крещение народа в разных областях Руси.

Князь Владимир построил город-крепость Белгород – в глубине Стугинской оборонительной линии.

992 год

27 арта. Пасха.

Учреждена самостоятельная Новгородская епархия. Новгородским епископом стал Иоаким Корсунянин († 1030), который возглавлял епархию 41 год. Как первоучитель и креститель Северной Руси канонизирован Русской Церковью. Память – 10 февраля.

Поход Владимира на Червенскую землю (Волынь). Крещение народа и основание города Владимира-Волынского, на правом берегу Луге при впадении реки Смочь.

11 мая. Учреждена Владимире-Волынская епархия.

Приход печенегов из-за реки Сулы. Противостояние на реке Трубеже. Победа русского богатыря над печенегским предопределила исход битвы. Поскольку русский богатырь перенял славу у печенегского, гласит предание, Переяславлем назван город, тогда же заложенный на этом месте (ныне Хмельницкий, в 80 километрах к юго-востоку от Киева).

15 июня. Скончался святитель Михаил Сирин, первый митрополит Киевский и всея Руси. Память – 15 июня, 30 сентября.

Киевским митрополитом стал Леонтий, занимавший эту кафедру до 1008 года.

993 год

16 апреля. Пасха.

Мир с Польшей. Король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка, сына Владимира.

Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который в 1370 году был перенесен святителем Алексием в Нижний Новгород. Празднование – 9 октября.

Поход Святополка на Хорватскую землю, победа и богатая добыча.

Упоминание русского корпуса в шесть тысяч человек в гвардии византийского императора Василия II.

995 год

21 апреля. Пасха.

6 августа. Преображение Господне. Печенеги разбили Владимира с малой дружиной под Василевым, близ Киева. Владимиру чудом удалось избежать гибели, и поскольку произошло это на Преображение Господне, он построил в Киеве обетную Преображенскую церковь.

В Греции умер Всеволод (родился после 981 года), сын Владимира Великого и Рогнеды. Это первый в русской истории эмигрант.

Византийский император Василий II «Болгаробойца» совершил успешный поход в Сирию против фатимидов, а заодно захватил часть грузинских и армянских земель.

Первый Новгородский епископ Иоаким воздвиг у истока реки Волхов на берегу озера Ильмень церковь Рождества Богородицы. Раньше здесь стоял славянский идол Перун, теперь устроили Перынский скит Юрьева монастыря с уставом древних палестинских скитов.

996 год

12 апреля. Пасха.

В Киеве освящена Десятинная церковь Пресвятой Богородицы с двадцатью пятью куполами. Название свое церковь получила, потомучто князь Владимир назначил ей десятину – десятую часть от имения Владимира и «от град» его, на содержание больниц, богаделен и училищ. Служили в Десятинной церкви прибывшие из Корсуни священники. День освящения храма – первый русский праздник в Русской Православной Церкви.

В «Повести временных лет» летописец впервые упомянул о смертной казни на Руси: «Владимир же отверг виры (откупы за смертоубийство. – Прим. авт.), нача казнити разбойников…»

Конец X века

По преданию, архангел Гавриил начертал на каменной плите слова песнопения «Достойно есть», которое сложили на небесах ангелы и которое стало одной из главнейших молитв Православной церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.