Учёный технополиса «ЭРА» разработал систему технического зрения для поездов

Выполненная в интересах Минобороны инициативная разработка современной навигационной системы для автопилотирования подвижных наземных объектов может найти применение в гражданском секторе нашей страны – при перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом. Об основах новинки рассказал начальник отдела прогнозных и поисковых исследований Военного инновационного технополиса «ЭРА» доктор технических наук, доцент Ринат САДЕКОВ.                                                                                                                                                                                           
На сегодняшний день в мире многие научно-исследовательские и конструкторские организации занимаются разработкой систем автопилотирования подвижных наземных объектов. Особое место среди них занимает сегмент разработок для железнодорожного транспорта.                                                                                                                                                                                                                                                                   
Начнём с того, что сложилось ошибочно мнение о том, будто автопилотирование поезда по железнодорожным путям намного проще автопилотирования автомобиля по шоссе. В реальности всё обстоит с точностью до наоборот.
На первый взгляд решение задачи по определению местоположения железнодорожного состава не представляет какой либо сложности, и уж тем более с применением спутниковых навигационных систем (СНС). Однако любой автомобилист, пользовавшийся навигаторами, расскажет не одну историю о том, как система заводила его в неведомые дебри или толкала на нарушение Правил дорожного движения. На автомобиле, если пропустил нужный поворот, можно проехать дальше, развернуться и следовать к требуемому перекрёстку. Будет потеряно только время. На железной же дороге, когда состав свернул не туда, куда надо, это грозит транспортным кризисом в перевозочном процессе от линейного подразделения до отделения железной дороги в целом.                                                                                                                                                
Поэтому навигационное обеспечение считается ключевой технологией в решении задачи автоматического управления подвижным объектом. Несмотря на большое количество исследований, требуемую точность определения координат – по современным меркам это около 10 см, – пока можно получить только благодаря дорогим технологиям. Стоимость оборудования, используемого для решения этой задачи, соизмерима со стоимостью элитного автомобиля. И оно позволяет лишь использовать дифференциальный режим СНС, а в обычном режиме работы спутниковая навигация не может обеспечить определение координат с требуемой точностью.

Специалисты Военного инновационного технополиса «ЭРА» и Межрегионального общественного учреждения «Институт инженерной физики» предложили при решении задачи по высокоточной навигации транспортных систем, включая железнодорожный и другой наземный транспорт, использовать разработанную ими систему технического зрения. Она представляет собой аппаратно-программный комплекс, с помощью которого во время движения поезда координаты уточняются путём измерения дальности до ближайшего стрелочного перевода, находящегося в визуальной видимости на линии следования. В данном случае стрелочный перевод служит ориентиром, имеющим заведомо точные навигационные координаты. Его же визуализация происходит через видеокамеру, расположенную в кабине машиниста.                                                                                                                                                                                                                                                                
Новая технология позволяет определять координаты наземных транспортных комплексов с высокой точностью без использования спутниковых технологий. Поэтому предложенное решение более привлекательно в финансовом плане по сравнению с СИС, а также более устойчиво к внешним помехам. Оно гарантированно обеспечивает необходимую точность. А зная местоположение объекта в определённые моменты времени, его скорость, направление движения, можно выполнить различные вычисления. Например, они позволяют системе автопилотирования обеспечивать остановку поезда в заданном месте с точностью до нескольких сантиметров.

Источник:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Читайте также —Самые известные крупнокалиберные снайперские винтовки. Часть 2. ОСВ-96

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.