«МОТОР СИЧ» переезжает на Восток

Ситуация вокруг завода «Мотор Сич», лидера точного машиностроения Украины, беспрецедентна. Предприятие фактически «аннексировано» иностранным инвестором из Китая. Контрольный пакет завода был передан без разрешения властей. Последним это не понравилось — на заводе прошли «маски-шоу», а директора обвинили в нанесении ущерба государству

26 апреля президент ПАО «Мотор Сич», депутат Верховной Рады Вячеслав Богуслаев сравнил себя с известным киевским изобретателем Игорем Сикорским, создателем вертолета, который был вынужден покинуть родину, однако достиг успеха в США.

«Был Сикорский и он был вынужден уехать за границу. Может и мне нужно уехать за Сикорским, чтобы стать отцом украинского вертолетостроения за границей?», — заявил Богуслаев. Впрочем, он сразу уточнил, что бегства от него не дождутся.

Вячеслав Богуслаев — последний на Украине «красный директор», контролирующий свое предприятие. Когда слушаешь его, становится понятно — он полностью отождествляет себя с заводом, говоря о достижениях завода «я сделал», «я добился» и т.д. Достижений много: «Мотор Сич» — крупнейший поставщик вертолетных двигателей в СНГ, завод также производит газовые турбины, которые использует «Газпром». Продукция «Мотор Сичи» продается в более 100 стран мира.

Подобные крупные комбинаты всегда представляют из себя нечто вроде государства в государстве. Богуслаев и «Мотор Сич» — это как Франция и Людовик XIV, сказавший знаменитую фразу «Государство — это я!» И сейчас это государство под угрозой.

Наезд СБУ

23 апреля около 40 сотрудников СБУ в масках и с автоматами наперевес штурмовали «Мотор Сич». При этом были избиты несколько сотрудников вневедомственной охраны, в том числе женщины. Один из охранников попал в больницу с сотрясением мозга.

«Проходят обыски в рамках статей 113, 114 Уголовного кодекса («диверсия», «шпионаж» — ред.) по факту подготовки к диверсии и шпионажа», — прокомментировали в СБУ это нападение.

По версии СБУ, состав преступления заключается в том, что должностные лица АО «Мотор Сич» якобы действовали с целью ослабления государства путем уничтожения указанного предприятия как объекта имеющего народнохозяйственное и оборонное значение. Будто бы именно для этого была осуществлена продажа китайским инвесторам контролирующего пакета акций завода — всего 56%. СБУ уже отчиталась о предотвращении преступления, 41% акций «Мотор Сичи» уже арестован.

Однако юристы сомневаются, что спецслужбы смогут доказать обвинения против Богуслаева в суде.

«Полагаю, что в данном случае, как и во многих других, следствие закончится ничем, поскольку доказать умысел собственников и руководства в уничтожении предприятия через куплю-продажу акций практически невозможно, а нарушение антимонопольного законодательства обернется лишь штрафом, хоть и существенным по сумме, но никак не связанным с уголовной ответственностью», — отмечал управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз в комментарии украинскому изданию Delo.ua.

Зачем Богуслаев продал завод

Вячеслав Богуслаев уже не молод — в этом году ему исполнится 80 лет. В этом возрасте хозяину «Мотор Сичи» самое время задуматься о передаче предприятия наследнику. У Богуслаева есть сын Александр — известный разгильдяй, азартный игрок, который, как сообщали украинские СМИ, однажды за вечер «спустил» в казино $8 млн. Такому оставить завод то же самое, что уничтожить. Поэтому оставалось только отдать предприятие в хорошие руки и за хорошие деньги, чтобы и завод сохранить, и родственников без наследства не оставить.

До 2014 года наиболее вероятным покупателем был бы представитель российского бизнеса — 40% всей продукции завода поставлялось именно туда. Однако Майдан и последовавший госпереворот сделали этот вариант невозможным.

Но в 2016 году нарисовался вариант сотрудничества с китайским бизнесменом Ван Цзинем, который вложил около $3 млрд в завод «Мотор Сичи» в Китае. Этот завод должен помочь украинскому заводу закрепиться на самом важном для предприятия после российского китайском рынке. Кроме того, Богуслаев смог привлечь $200 млн инвестиций китайских партнеров непосредственно в украинский завод под 0,3% годовых.

Китайский инвестор, естественно, был заинтересован в защите своих капиталовложений, и продажа контрольного пакета акций завода могла стать своего рода гарантией.

Что интересно, как раз в то время, когда шли переговоры с китайскими инвесторами о продаже акций, в октябре 2016 года, «Мотор Сич» посетил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Главными темами для обсуждения стали возрождение промышленности, привлечения инвестиций, создания рабочих мест. Видимо, Гройсман не мог предложить Богуслаеву что-то, сопоставимое с предложением китайцев, чтобы избежать продажи завода.

Однако следует отметить, что высказанные СБУ подозрения имеют под собой определенную почву: китайцы в 90-е годы не одно украинское предприятие «выдоили» на предмет технологий, после чего этим предприятиям тихо пришел конец — ни инвестиций, ни заказов из КНР они так и не дождались. Повторится ли с запорожским гигантом такой сценарий?

Судьба «Мотор Сичи»

Нужно сказать, что экономические показатели «Мотор Сичи» сильно отличаются от той ситуации, что сложилась в промышленности на заре независимости Украины. Спад, вызванный разрывом связей с Россией, уже пройден.

В 2014-м, после Майдана, чистый доход предприятия упал с $1,07 млрд в 2013 году до $680,5 млн, в 2015-м этот показатель составил $576 млн и снова обвалился в 2016-м — до $387,9 млн. Однако уже в 2017 году завод нарастил прибыль на 52% до $589 млн, показав рост не только по сравнению с провальным 2016-м, но и с более успешным 2015-м годом.

Завод на подъеме, на 2018 год получено много госконтрактов — только МЧС на выделено 400 млн грн на ремонт и модернизацию вертолетов, чем и занимается Мотор Сич. При этом, по словам Богуслаева, контракты от Минобороны и МВД намного более значительны.

Акции завода уверенно растут с начала 2016 года. В конце марта 2018-го поставлен рекорд: акции завода продались по цене 6005 грн за штуку — при том, что начальная стоимость акций в момент их выпуска составляла всего 10 грн.

В такой ситуации даже продажа технологий не ставит крест на работе завода. Он обеспечен заказами, и его перспективы не выглядят плачевными. Зачем же тогда китайцы пошли на такие масштабные затраты? Одни только инвестиции в китайский завод, напомним, составили $3 млрд.

Версия Богуслаева

Как рассказал Богуслаев на пресс-конференции, прошедшей на следующий день после скандального визита сотрудников СБУ на «Мотор Сич», из-за сильного международного давления, которое оказывают на Китай западные страны, в том числе по линии Всемирной торговой организации (ВТО), китайцы понемногу начинают пытаться избегать нарушений авторских прав.

«Вы знаете, что в Китае очень хорошо копируют чужую технику. С Китаем в рамках ВТО борются многие страны, потому что они просто копируют. Я об этом много раз говорил. Их прижимают, и они цивилизованно хотят затянуть к себе сегодня Боинг, Эйрбас. Мои конкуренты — «Роллс-ройс», «Пратт&Уитни», уже открыли филиалы в Китае. И мы хотим это сделать. И мы будем это делать невзирая ни на что. Но нужен китаец с деньгами, который построит там площадку», — отметил «красный директор».

В современных условиях преимущества на рынках таких стран, как Китай и Индия получают те предприятия, которые имеют производственные и ремонтные мощности в этих странах. У «Мотор Сичи» нет собственных средств на такие инвестиции, к тому же в Китае иностранцы не могут самостоятельно открыть предприятие, сказал Богуслаев. Поэтому долгое время он был занят поисками китайского инвестора. В 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки.

«Там строится завод. Они дали задание Южгипроавиапрому в Харькове, проектный институт — украинский. Все легально делается. Спроектировали завод, вложили китайцы деньги. Подготовлены лицензионные соглашения по двум двигателям — по законам Украины. И мы пойдем туда невзирая ни на что», — подчеркнул почетный директор завода.

«У нас уже есть заводы в Индии, в Алжире, в арабских эмиратах, в Египте. И мы ремонтируем там двигатели и делаем новые. Я вообще не понимаю, почему лезут в управление такой большой компанией люди с «грязными» руками», — добавил он.

Богуслаев открыто назвал «наезд» СБУ попыткой рейдерского захвата и добавил, что она была согласована «на самом верху» — намекая на президента Украины Петра Порошенко.

«Я не могу понять их философию кроме одного — что они хотят отнять. Это ж так удобно — прислать «Альфу» в балаклаве, вскрыть сейфы, пригрозить судом, сроком пригрозить и отнять. Вот в чем суть этой провокации, которая вчера была», — уверен Богуслаев.

Рука Порошенко

В начале своего президентского срока президент Украины Петра Порошенко посетил с визитом «Мотор Сич». Однако его участие в судьбе запорожского промышленного гиганта привело к потерям сотен миллионов долларов прибыли «Мотор Сичи» — из-за запрета на сотрудничество с РФ, установленного Порошенко. Если сравнивать с 2013 годом, то на текущий момент потери составили более $1,7 млрд. Никакие заказы от Минобороны, МВД и МЧС Украины эти потери не компенсируют.

Кроме того, глава украинского государства, в отличие от многих своих коллег в странах с развитой промышленностью, не принимал и не принимает никакого участия в продвижении интересов отечественных предприятий за рубежом, особенно в критически важных для «Мотор Сичи» Китае и Индии.

«Ни в Китай, ни в Индию наши руководители нашей страны не ездят. Их не принимают. Вы не можете сказать, что в Китае был украинский президент или премьер. Был вице-премьер в Китае, Кубив, спасибо ему большое. Он действительно там навел экономические мосты. Президент — невъездной в эти страны», — констатировал Богуслаев.

Теперь Порошенко, судя по всему, возмущен тем, что такой лакомый кусок, как «Мотор Сич», «проплыл» мимо его рук и пытается отобрать завод. К тому же Богуслаев открыто называет себя политическим противником Порошенко, что в свете приближающихся выборов провоцирует Порошенко на атаки бизнеса Богуслаева.

Насколько далеко сможет зайти украинская власть в своих нападках на «Мотор Сич»? Судя по всему, отбирать завод у китайского инвестора Порошенко не решится. Отношения Украины и Китая и так далеко не безоблачны. Стоит вспомнить хотя бы долг Киева по поставкам зерна на сумму $3 млрд. Не случайно украинский президент до сих пор не совершил ни одного визита в Китай. Вряд ли Порошенко рискнет еще больше усложнить эти отношения.

Василий Темный