С ВТА войска обретают мобильность

1 июня отмечается день создания военно-транспортной авиации.

В день 87-й годовщины ВТА на вопросы «Красной звезды» отвечает командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир БЕНЕДИКТОВ.

– Владимир Валентинович, прежде всего напомним нашим читателям, какие задачи решает возглавляемый вами род авиации Воздушно-космических сил и какой техникой располагает.

– Командование военно-транспортной авиации – составная часть Воздушно-космических сил, средство Верховного Главного Командования Вооружённых Сил РФ. Основные задачи командования ВТА вытекают из её предназначения. Это:
– десантирование оперативных и оперативно-тактических воздушных десантов;
– переброска по воздуху войск и сил, в том числе Воздушно-десантных и других войск, в целях быстрого реагирования, доставка вооружения и военной техники, боеприпасов и других материальных средств в нужное место;

– переброска органов управления, передовых команд и имущества авиационных соединений и частей при их перебазировании;
– доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника;
– эвакуация раненых и больных и выполнение других специальных задач.
Другими специальными задачами командования ВТА могут быть, во-первых, доставка по воздуху техники и грузов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, во-вторых, доставка по воздуху войск, боевой и другой техники, боеприпасов по планам миротворческих операций, в-третьих, перевозка грузов предприятий и организаций.
Организационная структура командования ВТА включает военно-транспортные авиационные дивизии и военно-транспортные авиаполки, входящие в авиационные дивизии. Кроме того, в боевой состав командования входят военно-транспортные авиационные эскадрильи, предназначенные для первоначальной прыжковой подготовки соединений и частей Воздушно-десантных войск, которые базируются в местах дислокации соединений ВДВ, а также Центр боевого применения и переучивания лётного состава и воинские части обеспечения.
Командование ВТА в основном своём составе имеет на вооружении стратегические (дальние тяжёлые) военно-транспортные самолёты Ан-124-100 «Руслан» и Ан-22А «Антей», а также оперативно-стратегические (тяжёлые) самолёты Ил-76МД.
Всего в составе ВТА эксплуатируется 12 типов воздушных судов: самолёты Ан-2, Ан-26, Ан-12, Ан-72, Ан-22, Ан-124, Ту-134, Ил-22, Ил-76МД, Ил-76МД-90А, А-50, вертолёты Ми-8, что позволяет решать весь спектр задач, поставленных объединению.
В боевом составе командования ВТА насчитывается более 200 воздушных судов.

– С какими результатами завершила зимний период обучения военно-транспортная авиация?
– В зимнем периоде обучения 2018 учебного года объединение участвовало в ряде мероприятий, в том числе совместных с командованием ВДВ. В ходе КШУ 76-й десантно-штурмовой дивизии и 106-й воздушно-десантной дивизии к практическим действиям привлекалось более 20 Ил-76.
Проведены сборы с лётным составом, с группами руководства полётами по практическому бомбометанию и выполнению воздушных стрельб на самолётах Ил-76.
Всего в зимнем периоде обучения проведено более 15 лётно-тактических учений с авиационными эскадрильями. Все подразделения оценены положительно. Учения проводились с выполнением практического парашютного десантирования личного состава и боевой техники ВДВ, а также с практическим выполнением учебно-боевых задач подразделениями обеспечения авиационных частей. Всего с начала года десантировано парашютным способом более 25 тысяч человек личного состава, 90 единиц техники ВДВ.
– Владимир Валентинович, а каких показателей в боевой подготовке удалось достичь новым формированиям, созданным всего полгода назад? Я имею в виду авиационную дивизию в Оренбурге и авиаполк в Ульяновске.
– В зимнем периоде обучения усилия вновь сформированной 18-й военно-транспортной авиадивизии были направлены на боевое слаживание органов управления соединения и подразделений 235-го военно-транспортного авиаполка. Итогом зимнего периода обучения явилось участие этой дивизии в командно-штабной тренировке военно-транспортной авиации и проведение двух лётно-тактических учений авиационных эскадрилий вновь сформированного 235-го военно-транспортного авиационного полка.
Боеспособность воинских частей 18-й дивизии подтвердило их участие в показательном тактическом учении 106-й воздушно-десантной дивизии в марте, в ходе которого 20 самолётами Ил-76 с аэродрома Рязань на площадки приземления Новики и Житово при отличном качестве было десантировано 15 единиц боевой техники и около 1500 личного состава. Параллельно с подготовкой и участием в тактическом учении 106-й воздушно-десантной дивизии 18-я военно-транспортная авиационная дивизия выполняла важные и особо важные рейсы, связанные с обеспечением группировки ВКС в Сирии.
– Как проходит подготовка лётного состава для выполнения наиболее сложных заданий – посадки на грунтовые и снежные взлётно-посадочные полосы?
– Она осуществляется в несколько этапов. На первом производится теоретическая подготовка лётного состава к выполнению взлёта и посадки с грунтовой в летнее время, заснеженной (ледовой) – в зимнее время ВПП. Проводятся занятия, тренажи в кабине самолёта и на тренажёре для отработки слаженности и взаимодействия в экипажах, действий в особых случаях в полёте.
На втором этапе, как правило на базе одной из частей ВТА, производится практическая подготовка лётного состава. При этом в первую очередь восстанавливаются навыки инструкторского состава с привлечением лётчиков – инспекторов отделений боевой подготовки соединений. И только потом следует подготовка молодого лётного состава, впервые приступающего к выполнению полётов данного вида.
Помимо подготовки лётного состава, предъявляются определённые требования к подготовке самих аэродромов в летнее и зимнее время, а также к подготовке авиационной техники.

Военно-транспортная авиация делает всё необходимое, чтобы арктическая группировка Минобороны имела не только морской, но и воздушный мост с материком

– Недавно экипажи ВТА летали к Северному полюсу для развёртывания там полярной станции «Барнео». В чём сложность таких полётов? Как лётчики справляются с этими сложностями?
– Периодически с 80-х годов прошлого века, а с 2007 года ежегодно, ВТА принимает активное участие в обеспечении экспедиции на Северный полюс, десантируя личный состав и технику, необходимую для развёртывания ледовой станции «Барнео».
«Барнео» – это комплексная, высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Экспедиционным центром Русского географического общества. Дрейфующий ледовый лагерь с таким же названием – это база экспедиции в непосредственной близости от Северного полюса. Станцию ежегодно открывают весной на 89-м градусе северной широты, примерно в 100 км от Северного полюса. В течение месяца на станции работают учёные со всего мира.
Данные полёты выполняются над безориентирной местностью, в сложных метеорологических условиях при резкой смене погоды. Зимой там часто дуют сильные ветры, метель может продолжаться неделями, а для лета характерны густые туманы. Командир экипажа, принимая решение на вылет, оценивает все элементы по маршруту полёта и на аэродроме посадки. Учитывается очень ограниченное количество аэродромов, подготовленных для посадки тяжёлых военно-транспортных самолётов, которые можно выбрать в качестве запасных. Полёт над Северным Ледовитым океаном длится около 8 часов.
Лётный состав при подготовке к полётам на аэродромы Крайнего Севера проходит сначала теоретическую подготовку, в процессе которой изучает особенности полётов, метеообстановку, возможные запасные аэродромы, порядок действий при возникновении различных нештатных ситуаций. В дальнейшем экипажи приступают к выполнению полётов в условиях, приближенных к условиям Севера, полётов с грунта, с заснеженной взлётно-посадочной полосы, тренируются десантировать грузы в безориентирной местности.
При подготовке особое внимание обращаем на готовность членов экипажа к действиям в нештатных ситуациях. Для этого проводятся тренировки на тренажёрах по действиям при отказах авиатехники в полёте, а также практические занятия по выживанию после вынужденной посадки в безлюдной местности.
Военно-транспортная авиация делает всё необходимое, чтобы арктическая группировка Минобороны имела не только морской, но и воздушный мост с материком.
Следует отметить, что указанные задачи ВТА традиционно выполняет при отличном качестве, что свидетельствует о высокой выучке экипажей и их готовности к работе в любой точке земного шара.
– Наверное, и авиатехнику к полётам в высокие широты, посадкам на грунт, снег и лёд готовят по-особому…
– При подготовке самолётов к полётам на арктические аэродромы инженерно-технический состав выполняет дополнительный перечень работ, проводит особо тщательную подготовку всех агрегатов и систем самолёта к длительной работе в отрыве от базового аэродрома в суровых условиях. После посадки на аэродромы со снеговым покрытием обязательны дополнительный осмотр элементов шасси, удаление налипшего снега, льда. Не забываем и о влиянии низких температур и сильного ветра при подготовке самолётов к вылету с арктического аэродрома.
– 9 Мая экипажи военно-транспортной авиации традиционно участвовали в воздушной части парада на Красной площади. Можете рассказать, каково это – пролететь над главной площадью страны в День Победы? Лётчики и штурманы к этому полёту готовятся как-то поособенному?
– Подготовка к параду имеет ступенчатый, детально выверенный характер. На первом этапе, еще в феврале, из среды наиболее подготовленных выбираются лучшие лётчики и штурманы. В марте проводится второй этап, лучшие из лучших экипажи начинают отрабатывать групповую слётанность на базовом аэродроме. Здесь тоже строго соблюдается последовательность: сначала – групповая подготовка и слётанность на увеличенных интервалах и дистанциях, а только затем экипажи начинают летать втроём – клином. На третьем этапе уже все воздушные суда, принимающие участие в пролёте над Красной площадью, выполняют тренировки над точной её копией в Алабине, где помимо всего выше перечисленного тренируются выходить в заданную точку в строго определённое время – допускается ошибка не более чем две секунды. Для них специально вводят коррективы по времени для усложнения задания. И уже на заключительном этапе, в мае, экипажи выполняют полёты-репетиции над Красной площадью.
– Можно ли сравнить по сложности посадку на арктический аэродром и пролёт над Красной площадью? Что, по-вашему, сложнее?
– В авиации нет мелочей. Любой полёт требует тщательной подготовки, работы на пределе возможностей, контроля и анализа.
Посадка на арктический аэродром сложна своими нюансами: безориентирная местность, крайне динамичное изменение метеоусловий, специфическая посадочная поверхность, отсутствие радиотехнических средств, сложность поиска и визуального обнаружения ВПП.
А при полёте над Красной площадью большое влияние оказывает психологическое состояние экипажа, связанное с осознанием важности мероприятия государственного масштаба, гордость за оказанное доверие, дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны.
И те и другие задачи выполняются подготовленными и при этом молодыми экипажами после длительных тренировок. Каждая из них ответственна и сложна по-своему.
Пользуясь случаем, от всей души поздравляю личный состав, ветеранов с 87-й годовщиной нашего рода авиации, без которого Воздушно-космические силы немыслимы.

Источник: