Алекс-Новости
Назад

10 лет в полете. С чем «Сухой Суперджет» вступает во второе десятилетие?

Опубликовано: 21.07.2021
0
45

​В этом году исполнилось 10 лет с тех пор, как самолет «Сухой Суперджет 100» начал перевозить пассажиров. Это первый авиалайнер, сделанный в России с нуля, без использования советских разработок. С чем самолет подошел к этому дню рождения? 

Как делают самолеты

«Суперджет» -  ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет, также известный как SSJ 100. В реестре Международной организации гражданской авиации ИКАО он зарегистрирован под именем Су-95. Как бы то ни было, это первый отечественный самолет, сертифицированный не только по нашим, но и по европейским правилам. Сегодня в эксплуатации находятся 175 «Суперджетов». На фоне конкурентов из Боинга и Эйрбас это программа сравнительно молодая – стартовала в 2002 г. Первый полет пришелся на 2008-й. Сейчас в России SSJ эксплуатируют 9 авиакомпаний, перевезены десятки миллионов пассажиров. Самолеты можно встретить в разных версиях: с дальностью 3050 и 4600 километров, с салонами от 87 до 103 пассажиров. В МЧС «Суперджет» служит летающим госпиталем, в королевской семье Таиланда – летающим дворцом.

Первый вздох самолеты делают на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, потом в Ульяновске их красят в цвета (на профессиональном жаргоне «в ливреи»), которые выбрал заказчик. Сдают готовые самолеты в третьей точке на карте России – в городе авиаторов Жуковском под Москвой. Тут у корпорации «Иркут», которая занимается производством «Суперджетов», расположена авиационно-техническая база с огромным складом запчастей, ремонтными ангарами, авиатренажерами и т. д.

Самолеты, готовые к сдаче заказчикам. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Сага об импортозамещении

С самого своего появления за проектом «Сухой Суперджет 100» тянулась не самая лучшая слава в плане послепродажного обслуживания. Эксплуатанты, особенно иностранные, жаловались на то, что запчастей для самолета приходится ожидать слишком долго. Из-а этого лайнеры простаивали и не могли приносить прибыли. Сейчас в корпорации «Иркут» рапортуют, что все «детские болезни» на этом направлении ликвидированы. По крайней мере, на территории Российской Федерации. Например, в аэропорту Шереметьево базируется «Аэрофлот», у которого самое большее число SSJ в эксплуатации – 60 бортов. Доставку туда любой детали гарантируют в течение 3 часа. Это в том случае, если ее нет у логистического центра в самом аэропорту.

На огромном складе в Жуковском хранятся запчасти на все случаи жизни. Часто спрашивают: сколько деталей в самолете? Судя по тому, что тут присутствуют 15 тыс. наименований, примерно из такого количества частей и состоит современный самолет. На самом деле, их гораздо больше, если учитывать двигатели. Но двигателями самолетов SSJ пока занимается российско-французское предприятие PowerJet. Установка на «Суперджеты» чисто российских двигателей – дело недалекого будущего. В конце следующего года двигатели ПД-8 ожидаются на опытную машину. Если все пойдет нормально, в 2023 г. ими начнут оснащать рейсовые самолеты. В 2024 г. планируется принять в эксплуатацию самолеты нового поколения - SSJ New, то есть «Новый Суперджет». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, сегодня в «Суперджете» 30% российских деталей и 70% иностранных. В новом проекте все будет как минимум наоборот.

Пилотажный тренажер. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Тренажер для стюардессы

Построить современный самолет – это только полдела. Не менее важно грамотно обучить тех, кто его эксплуатирует, в первую очередь пилотов и бортпроводников. Этим важным делом тоже занимаются в Жуковском.

Пилотажный тренажер – устройство, по сложности и цене сравнимое с настоящим самолетом. Кабина тренажера полностью воспроизводит кабина SSJ со всеми органами управления и контроля. Мощные электромоторы позволяют придать ей практически любое положение в пространстве, кроме разве что полностью перевернутого. Но те упражнения, которые пилоты отрабатывают на этом тренажере, учат их тому, чтобы до этого дело не дошло.

На пилотажном тренажере можно готовить пилота «с нуля», можно переучивать с других типов самолетов, можно освежать навыки штатных пилотов по действиям в критических ситуациях. Тренажер в Жуковском пашет по 20 часов в сутки. В таком же режиме работают еще 2 комплекса в России. Надо полагать, это говорит в том числе и о востребованности экипажей SSJ на внутренних линиях.

Тренажер аварийно-спасательной подготовки. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Тренажер аварийно-спасательной подготовки – это полфюзеляжа «Суперджета» без крыльев. На нем отрабатывают действия летчиков и бортпроводников во всяческих сложных ситуациях. Например, при имитации аварийной посадки стюардессы учатся определять, можно ли открывать двери и надувать трап. А вдруг вокруг самолета пожар? Ситуация снаружи транслируется им на внутреннюю поверхность иллюминаторов. Чтобы тренировка совсем уж медом не казалась, есть имитаторы дыма и даже воплей обезумевших от страха пассажиров.

В спасении пассажиров по инструкции принимает участие один из пилотов. Он должен страховать их в конце надувного трапа. Для этого пилоту, демонстрируя навыки гимнаста, необходимо заранее покинуть кабину через форточку – сдвигаемую часть остекления в носу самолета. Через форточку наружу выбрасывают аварийный канат, по нему и надо спускаться.  

Так что не надо думать, что пилоты умеют только водить самолет, а стюардессы – только разносить прохладительные напитки.

Источник aif.ru

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.