Алекс-Новости
Назад

Беда пришла откуда не ждали: Как Россия справилась с отсутствием корабельных турбин

Опубликовано: 14.03.2021
0
18

Беда пришла откуда не ждали: Как Россия справилась с отсутствием корабельных турбин

Продолжаю серию статей, посвященных состоянию дел нашего флота, в частности его надводной части. Начало здесь.

По состоянию на текущий момент в составе ВМФ РФ в строю находятся три из шести заказанных флотом кораблей проекта 11356Р. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели до событий 2014 года и войти в состав Черноморского флота (и даже отметиться в Сирии). Три оставшихся фрегата «адмиральской» серии – «Бутаков», «Истомин» и «Корнилов» находятся в разной степени готовности в консервации на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». Они изначально предназначались для Балтийского флота. Но их строительство было заморожено из-за отказа Украины поставить ранее оплаченные Россией силовые установки М7Н пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (установка состоит из двух газотурбинных двигателей ДС71 мощностью 8,45 тыс. л.с. и двух газотурбинных двигателей ДТ59 мощностью 22 тыс. л.с., общей суммарной мощностью – 60,9 тыс л.с.). Ввиду этого рассматривалась даже их возможная продажа ВМС Индии.

И вот то, что 7 лет тому назад рассматривалось как нежелательная возможность, в 2019 году стало явью. Мы продаем недостроенные фрегаты Индии, хотя изначально строили их для себя. Для тех, кто забыл, я напомню, еще в октябре 2016 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Индию было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, предусматривающее постройку для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356, два из которых должны были быть построены на АО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, а два других на индийской верфи (наиболее вероятным кандидатом считалась государственная Hindustan Shipyard Limited (HSL) в Вишакхапатнаме). Общая стоимость соглашения тогда оценивалась в 3 млрд. долл. Однако переговоры по данному вопросу затянулись из-за ценовых разногласий и политических проблем (каких именно, вы сами знаете). В феврале 2017 года сообщалось, что представленное российской стороной ценовое предложение, предусматривающее 990 млн. долл. за два фрегата российской постройки, не устраивает заказчика, ибо стоимость двух фрегатов индийской постройки оказалась намного выше этой суммы (хотя она и предусматривала передачу технологий и обучение местного персонала). В результате, по состоянию на октябрь 2018 года, по данным индийской стороны, цена снизилась до 2,2 млрд. дол (из них 950 млн. на корабли российской постройки), но контракт на постройку двух фрегатов в Индии так и не был подписан.

Ситуация с фрегатами российской постройки сдвинулась с мертвой точки лишь 17 августа 2017 года, когда комиссия по оборонным закупкам правительства Индии одобрила закупку у Украины двух комплектов газотурбинных установок М7Н для фрегатов проекта 11356 за 76 млн. долларов и Украина пошла на это. Что значительно упростило для нас поставленную задачу. На тот момент стало уже окончательно ясно, что украинских двигателей мы не получим (ни напрямую, ни через фирмы-прокладки). Была поставлена задача рыбинским моторостроителям освоить выпуск так необходимых флоту силовых установок. Но легко сказать – освоить выпуск. На деле все оказалось намного сложнее. Это был вынужден признать даже президент РФ во время Прямой линии с россиянами в июне 2019 года:

Мы должны были (и мы это сделали в результате наложенных на нас санкций) включить мозги по поводу того, что и как нам нужно делать в высокотехнологичных секторах экономики. Это заставило нас развивать даже те направления, где раньше у нас не было компетенции. Я говорил об этом, сейчас могу повторить. Допустим, у нас в РСФСР (в Советском Союзе) и в новой России никогда не было отечественного морского двигателестроения, мы закупали это за границей. Оказалось, что недостаточно уметь производить двигатели вообще, а морские двигатели – это особая история, это отдельная наука, отдельная отрасль, отдельная компетенция. Мы за несколько лет это сделали. У нас появились свои двигатели, причём не только не уступающие, а в чём-то превосходящие западные аналоги…).

Беда пришла откуда не ждали

Если уже сам Путин об этом заговорил, то стоит осветить эту тему подробней. Силовая установка – это сердце корабля, без нее он становится никому не нужным плавающим куском металла, независимо от того, каким вооружением он напичкан, легкой добычей для авиации и ракет противника и потенциальной братской могилой для членов его экипажа. Надо ли говорить, что своим отказом от поставок силовых установок для нужд нашего ВМФ наши «партнеры» ударили нам даже не в спину, а в самое сердце. Результатом этого стала приостановка строительства уже запущенных в серию кораблей (фрегатов проектов 11356 и 22350 и корветов проекта 20385/20386), что привело к дефициту ударных кораблей, оснащенных крылатыми ракетами «Калибр», выполняющих поставленную задачу в Сирии.

Так, в июне 2018 года был период, когда все, чем располагал наш воинский контингент в САР, это были две дизель-электрические подлодки «Варшавянка», несущие по восемь «Калибров» каждая. Чтобы заткнуть эту дыру, командованию пришлось гонять к сирийским берегам даже малые ракетные корабли (МРК), т.е. отправлять за несколько морей корабли ближней морской зоны. Такого никогда не было во времена СССР, что свидетельствовало о серьезнейшем кризисе, возникшем в наших военно-морских силах, которому, как могли, поспособствовали наши заклятые «друзья» с Украины и «партнеры» на Западе. Янки, глядя на это, только жмурились от счастья.

Дошло до того, что в ноябре 2018 года имело место крайне неприятное событие, которое Минобороны РФ предпочло не афишировать, «сглаживая углы» осторожными заявлениями. МРК «Вышний Волочек» вернулся домой из Сирии через Босфор и Дарданеллы на буксире. И повреждения он получил отнюдь не в бою с неприятелем. Произошли очередные проблемы с дизелем китайского производства CHD622V20, который начали ставить на российские суда в рамках импортозамещения вместо немецких MTU 16V4000M90 (немцы нам отказали в своих дизелях по той же причине, что и украинцы). У китайских товарищей двигатель CHD622V20 был вроде бы «почти как немецкий» (они производили по лицензии копию устаревшего немецкого дизеля Deutz TBD622), но на деле он оказался «истинно китайским» в худшем смысле этого слова. Они проявили себя более прожорливыми и менее надежными, не способными работать на форсированных режимах. Ряд экспертов был против такого «импортозамещения», поскольку под «китайца» пришлось «курочить» конструкцию уже готовых корпусов, а также из-за невозможности такой силовой установки обеспечить необходимую для военного судна скорость. Были сомнения и относительно их моторесурса, которые, к сожалению, полностью оправдались. Экспертов не послушали и получили еще 4 аварии (в этот раз на кораблях Погранслужбы ФСБ). В результате вся нагрузка по импортозамещению легла на ярославских и коломенских моторостроителей и питерское ПАО «Звезда».

Подвиг конструкторов

Изначально на фрегаты проекта 11356 штатно устанавливалась украинская ГТУ (газотурбинная установка) М7Н.1Э пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», состоящая из четырех газовых турбин и пяти редукторов, расположенных в двух машинных отделениях. В маршевом отделении размещались две турбины экономического хода ДС-71 (мощностью по 8,45 тыс. л.с.) с двумя редукторами РО63 и вспомогательным редуктором Р1063, позволяющим каждой турбине работать сразу на оба винта. В форсажном отделении размещались две турбины полного хода ДТ-59.1 (мощностью по 22 тыс. л.с.) и два односкоростных редуктора РО58. Вся силовая установка при этом работала по схеме COGOG (с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей) через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ). Общая мощность ГЭУ (главной энергетической установки) при этом составляла 2 х 30,45 тыс. л.с. (60,9 тыс. л.с.).

Видите, как все не просто. Ничего подобного ярославские моторостроители до этого не делали. Ситуация осложнялась еще и тем, что «адмиралы», стоя на стапелях «Янтаря» в разной степени готовности, занимали их, тем самым тормозя завод и вгоняя его в убытки, которые на фоне срыва ГПВ (Государственной Программы Вооружений) 2011-2020 и неполучением флотом так необходимых ему в Сирии кораблей океанского класса уже выглядели просто цветочками. Небратья, глядя на все это, могли только потирать руки, тем более что деньги за непоставленные силовые установки они уже получили в качестве предоплаты и возвращать их не собирались (пусть вначале РФ им Крым вернет!).

Чтобы вы поняли весь ужас ситуации, я просто приведу данные о готовности кораблей. «Адмирал Бутаков», заложен в июле 2013 года, строительство заморожено, готовность 100%, но нет двигателя, законсервирован у стенки. «Адмирал Истомин», заложен в ноябре 2013 года, ситуация та же, разве что в еще менее продвинутом состоянии строительства. Там монтаж многих агрегатов, особенно связанных с машинным отделением, даже не начинался. Шестой фрегат серии, «Адмирал Корнилов», заложен в декабре 2013 года, но подготовленные агрегаты и конструкции были законсервированы из-за невозможности продолжать постройку. Никто никуда уже не торопился – нет ГЭУ (главной энергетической установки) корабля. Завод простаивает. Украина радостно потирает руки. Американцы за этим наблюдают тоже с плохо скрываемой радостью. Жизнь удалась!

Разработка же собственных газотурбинных силовых установок пр-ва рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» по состоянию на 2014-15 гг находилась в стадии ОКР. Ярославские моторостроители оперативно предложили для этих целей использовать разрабатываемую ими всережимную газотурбинную установку МА4, состоящую из четырех газотурбинных двигателей М70ФРУ, максимальной мощностью 14 тыс. л.с., скомпонованных по схеме 2+2, общей суммарной мощностью 56 тыс. л.с., но с учетом необходимости времени для разработки редукторов к ней, производство и разработка которых были поручены ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), а также времени для доводки означенных двигателей до серии (пока идут только стендовые испытания), установку рыбинских ГЭУ на недостроенные фрегаты проекта 11356Р можно было ожидать не ранее, чем в 2021-22 гг.

Косвенно это подтвердил и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, когда заявил, что

по газотурбинным двигателям у нас работа идет в соответствии с планом, первыми двигатели пр-ва НПО «Сатурн» получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, суда с динамическим принципом поддержания, и к середине 2018 года они пойдут на фрегаты проекта 11356.
Это он сказал в декабре 2016 года. Т.е. перевожу на общедоступный – первыми отечественные ГТД рыбинского пр-ва должны были получить тяжелые фрегаты проекта 22350, затем корветы проекта 20386 и только потом очередь дойдет до легких фрегатов проекта 11356Р.

Поэтому, как не печально для нас, но продажа уже готовых адмиралов «Бутакова» и «Истомина» индийской стороне было спасением для нас. Они у них уже и имена свои получили – «Тушил» и «Томала» соответственно. Деньги в полном объеме на счета ОСК были переведены еще 25 сентября 2019 года. Судьба шестого адмирала – «Корнилова» пока под вопросом. Фрегаты, до этого спущенные на воду, опять подняты на стапеля, работы по ним идут с прошлого года, представители ВМС Индии уже побывали в Калининграде с инспекцией состояния дел. Сроки передачи готовых фрегатов заказчику оговорены первым полугодием 2024 года. Это я цитирую ФСВТС (Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству). Она же сообщила и об индийской верфи, которая будет осваивать собственное производство фрегатов при помощи наших специалистов. Это верфь компании «Goa Shipyard Ltd» (там ждут техдокументацию от «Северного ПКБ»). По итогу Индия получит еще минимум 4 фрегата проекта 11356. Сколько получим мы, вопрос? Не исключено, что работы по ним свернут, отдав предпочтение тяжелым фрегатам проекта 22350М, корветам проекта 20386 и МРК проекта 22800 «Каракурт».

В принципе, может и не самое худшее решение, учитывая, что ложка дорога к обеду. Легкие фрегаты проекта 11356Р должны были решить наши проблемы, возникшие с заминкой запуска в серию тяжелых фрегатов проекта 22350. Тех, кстати, тоже коснулось отсутствие украинских ГТД, и рыбинские моторостроители уже эти проблемы решили, в кратчайшие сроки создав и испытав газотурбинный двигатель М90ФР мощностью 27,5 тыс. л.с., который вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 и должен был заменить николаевскую продукцию, штатно устанавливаемую на тяжелые фрегаты. Что позволило вице-премьеру правительства РФ Юрию Борисову еще в сентябре 2018 года заявить, что Россия полностью преодолела зависимость от поставок украинских двигателей для боевых кораблей и этот вопрос «закрыт окончательно».

Справка: М90ФР вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 составляет корабельный газотурбинный агрегат (КГА) М55Р. А дизель-газотурбинная силовая установка фрегатов типа «Адмирал Горшков» включает два таких КГА (т.е. и М90ФР нужно два на корабль).

Напомню, что головной фрегат этой серии «Адмирал Горшков», как и первый серийный «Адмирал Касатонов», получили свои силовые установки от украинцев еще до событий 2014 года. А вот оставшимся «адмиралам» не повезло, им пришлось ждать продукцию уже рыбинских моторостроителей, и первый из них «Адмирал Головко» ее уже получил (первый КГА был установлен на корабль в декабре прошлого года, второй – в январе этого), теперь фрегат готовится к швартовым испытаниям.

Еще один двигатель М90ФР (КГА – МА3), по данным Mil.Press FlotProm, изготавливают на «Сатурне» для головного корвета «Дерзкий» (впоследствии переименован в «Меркурий», проект 20386, водоизмещение 3 400 т), который строится там же на «Северной верфи» (Санкт-Петербург). Однако испытания российских ГТД на боевых кораблях начнутся не раньше 2021-2022 годов. Пока идут стендовые испытания М90ФР. Если все пойдет по плану, то третий и четвертый фрегаты проекта 22350, «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», передадут флоту в 2022-2023 годах соответственно. Корвет «Дерзкий» планируется передать на рубеже 2021-22 гг (заложен 28 сентября 2016 г).

Дешево и сердито!

В связи с вышесказанным необходимость продолжения серии легких фрегатов становится сомнительной в контексте задач, решаемых ими в дальней морской зоне и учитывая их техническую отсталость уже на момент создания. Ложка была хороша к обеду, именно тогда (в 2010-м) мы реанимировали наш удачный во всех отношениях проект конца 70-х годов прошлого века ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка», запустив серию из 13 подлодок, 8 из которых уже в строю, вооружив их крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» (с боезапасом из 4-х КР) – так же как и легкий фрегат проекта 11356Р с его «Калибрами-НК» дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 дешево и сердито доносила нашу мысль до потенциального противника. В период с 2014 по 2016 гг шесть из них вошли в состав Отдельной бригады подводных лодок ЧФ, еще две пополнили Бригаду ПЛ ТОФ, четко обозначая круг наших интересов (оставшиеся пять ДЭПЛ будут переданы флоту, в частности четыре ТОФ и одна БФ, в ближайшие три года, причем, первые две уже в 2021-2022 гг соответственно). Таким же задачам призван был служить и легкий фрегат проекта 11356Р, но не сложилось – вмешались враги. Сейчас время упущено, эти задачи все так же дешево и сердито, но уже на современной технической базе будут решать корветы УРО проекта 20386 и тяжелые фрегаты УРО проекта 22350.

Поэтому индийцы, которые вовремя подсуетились с покупкой нашего неликвида, пришлись как раз кстати. Да и нам проблем меньше, потому что устанавливать ГЭУ в предусмотренное для нее проектом штатное место гораздо проще и дешевле, чем «курочить» уже готовые корпуса «адмиралов» под новые ГЭУ российского производства. Кстати, индийцы под это дело уже и с украинцами контракт заключили на поставку большого объема газотурбинной техники пр-ва «Зоря-Машпроект». Подписание контрактов состоялось еще в сентябре 2019 года в Дели. В номенклатуру поставляемых изделий вошли газотурбинные двигатели, редукторы и комплекты запасных частей к ним. Оборудование предназначено для кораблей различного класса, входящих в состав ВМС Индии. Также подписанные контракты предусматривают проведение обучения индийских специалистов по эксплуатации ГТУ и предоставление инженерной поддержки. Оставим за скобками, что хитрые украинцы фактически продали одни и те же двигатели дважды (от РФ они в качестве предоплаты за них еще до Майдана получили 2 млрд. руб., которые и. о. президента Турчинов отказался отдавать, вот так – ни ГТУ, ни денег и ничего, им все можно!).

Появление этих кораблей должно было расширить возможности ВМФ РФ в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике, а также в Арктической зоне, а расширит возможности ВМС Индии в Индийском и прилегающих океанах. Таковы превратности судьбы.

Вынужден на этом поставить точку. Но история на этом не заканчивается. Окончание истории в следующей статье.

Источник

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.