Алекс-Новости
Назад

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

Опубликовано: 22.04.2019
Время на чтение: 15 мин
0
43

2-3 июня 6-я кавалерийская дивизия продолжала вести упорные бои с противником в районе Плисков — Животов. Красные бронепоезда курсировали на линии Оратово — Липовец и Оратово — Фронтово, обстреливая позиции противника и его тяжелые батареи.

После беспрерывного трехдневного боя с поляками в лесисто-болотистой местности, к исходу дня 2-го июня соединения Конной армии остались на следующих позициях: 4-я и 14-я кавалерийские дивизии — Шалеевка, Воробьевка, Капустины; 11-я кавалерийская дивизия — Боршевка, Дзионьков, Раскопано; 6-я кавалерийская дивизия — Пимеков, ст. Орастово.

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

Польский фронт (киевский участок) к 25 мая 1920 г.

За эти 3 дня армия немного продвинулась вперед, главным образом на участке Сквира — Погребище.

Весь день 3-го июня шел проливной дождь, сильно испортивший дороги. К утру 4-го июня соседи Конной армии справа и слева занимали следующее положение: группа Якира (45-я стрелковая дивизия) линию Ржищев (на берегу Днепра) – Рокитно — Езерно; красная 14-я армия вела упорные бои у Чечелевки (к югу от г. Гайсин) — Ладыженко — ст. Рудница — р. Каменка. В связи с активностью противника в Гайсинском районе, 1-й Конной армии было приказано выделить не менее одной бригады для оказания помощи 14-й армии в овладении районом г.г. Гайсин — Брацлав (продолжая остальными силами армии выполнять свою основную задачу по овладению Казатинским железнодорожным узлом). Учитывая создавшуюся обстановку на фронте армии, командарм С. М. Буденный 3-го июня отдает новый оперативный приказ по армии — нацеливающий ее на выход в район железнодорожных узлов Казатин-Бердичев.

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

Для обеспечения операции с юга на участок Плисков — Липовец была выделена 3-я бригада 11-й кавалерийской дивизии с бронепоездами (на эту же бригаду возлагалась задача боевой связи с 63-й стрелковой бригадой 14-й армии у Гайсина) — чтобы приковать внимание противника к этому району, беспокоя его активным маневрированием и не позволить действовать по красным тылам.

Для прорыва польского фронта намечался район между р. Березанка и р. Ореховая на участке Самгородок — Снежное. Для нанесения главного удара предназначалась вся армия (за исключением 3-й бригады 11-й кавалерийской дивизии), причем движение армии было построено уступами: главная ударная масса – 14-я, 4-я и 11-я кавалерийские дивизии уступами справа налево и уступом влево и 6-я кавалерийская дивизия (арьергард армии) – уступом назад. Для взрыва железнодорожного пути на участке Попельня — Бровки — Чернорудка были выделены подрывные отряды от 14-й и 11-й кавалерийских дивизий (от 14-й дивизии на ст. Попельня и от 11-й дивизии на ст. Чернорудка). К утру 5-го июня было приказано разрушить железнодорожный путь на указанном выше участке. 

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

Польский фронт к моменту прорыва 1-й Конной армии.

После разрушения железнодорожного пути 4-я и 14-я кавалерийские дивизии должны были приготовиться к разгрому Казатинского железнодорожного узла, а 11-я кавалерийская дивизия — к рейду на Бердичев. На 6-ю кавалерийскую дивизию возлагалась задача обеспечить эту операцию с тыла.

Из приказа видно, что командарм 1-й Конной решил во что бы то ни стало 6-го июня захватить железнодорожные узлы Казатин — Бердичев, лишив противника коммуникационных путей и связи с Одесской группой.

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

1-я Конная армия к моменту прорыва, 5 июня 1920 г.

Построение армии для прорыва польского фронта было довольно компактным. 14-я, 4-я и 11-я кавалерийские дивизии были сосредоточены в сильный кулак, шли в тесной связи между собой и в любую минуту были готовы оказать друг другу содействие. 6-я кавалерийская дивизия двигалась небольшим уступом назад, служа как бы резервом.

Но природа задержала выполнение этого приказа: в ночь на 4-е июня начался сильный дождь, который не переставая шел 4-го и 5-го июня. Дороги испортились.

До утра 5-го июня армия находилась в занимаемом районе, готовясь к выполнению возложенной на нее ответственной задачи. Противник активности не проявлял. Части Конной армии оставались в исходном положении и производили разведку. Для руководства боем и рекогносцировки местности, перед фронтом армии выезжали С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов. Они находились на наблюдательных пунктах — тщательно изучая район и намечая место будущего прорыва.

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

На рассвете 5-го июня армия приступила к выполнению боевого приказа. Ближайшими задачами дивизий было выйти на участок железнодорожных линий Попельня – Чернорудка — для выполнения главной задачи по захвату Казатина и Бердичева.

5-го июня 14-я, 4-я и 11-я кавалерийские дивизии последовательно вступили в бой с польскими войсками, укрепившимися на линии Снежное – Озерно — Самогродок (где был обнаружен 9-й пехотный полк 5-й польской дивизии). Противник оказывал упорное сопротивление наступлению, обстреливая красные части ураганным артиллерийским огнем.

Конная армия сбила прикрывающие части поляков — на участке Шалеевка, Воробьевка, Молчановка и Н. Фастов — и с боем продвигалась вперед. Поляки оказывали упорное сопротивление. Около 11-ти часов 5-го июня на позициях к востоку от Самгородок, Озерна, Снежное поляки остановили движение Конной армии. По всему фронту армии завязался сильный бой. Поляки открыли сильный винтовочный, пулеметный и артиллерийский огонь. По воспоминаниям очевидцев: «На фронте гудит артиллерия, беспрерывно трещат пулеметы, рвутся снаряды, раздаются крики «ура»». 

После ожесточенного боя во второй половине дня 5-го июня части Конной армии, после окончания продолжительной артиллерийской подготовки, имея впереди броневики, с криками «ура» ринулись в атаку (в 14 часов 30 минут).

2-я батарея 4-й кавалерийской дивизии, только что за бой 25-го мая награжденная Красным знаменем ЦИК, находясь на позиции восточнее Озерна, огнем заставила замолчать стоявшие на позиции западнее Озерна польские батареи. 

Польский полковник Клеберг так описывал момент атаки 1-й Конной армии у Самгородок-Снежное: «Изо всех лесов, деревень и складок местности показываются всадники. В несколько мгновений горизонт, насколько хватает глаз, наводняется буденновцами, которые в гигантском облаке пыли, с предшествующими бронеавтомобилями, прикрытые огнем артиллерии, тачанок и конных стрелков, начинают двигаться на поляков. Польский солдат, следящий взглядом за облаком пыли на флангах, быстро продвигающимся на север, должен был ощущать, что он сражается в центре гигантского кольца, которое скоро сомкнется за его спиной».

На участке Самгородок, Озерна, Снежное около 16-ти часов 5-го июня польский фронт был прорван — и все 4 дивизии Конной армии ринулись этот прорыв.

Конница поляков — 3-я кавалерийская бригада Савицкого с фронта и 1-я кавалерийская дивизия Карницкого с фланга — стремились преградить путь движения Конной армии из района Сквира. Она несколько раз настойчиво переходила в атаку, но это было бесполезно — атака каждый раз отбивалась с большими потерями для польской конницы.

Бригада польской кавалерии, пытавшаяся атаковать части 4-й кавалерийской дивизии в конном строю, была рассеяна артиллерийским огнем красных.

Ударом всех трех дивизий (4-я, 14-я и 11-я) на позицию противника у Озерна, поляки были сбиты с позиций и обращены в паническое бегство. 

Таким образом, в результате энергичного удара 1-й Конной армии на фронте Самгородок, Озерна, Снежное фронт был прорван — и противник побежал.

6-я кавалерийская дивизия, двигавшаяся в армейском резерве, в этом бою участия не принимала. 

В ночь на 6-е июня 1-я Конная армия, невзирая на отчаянное сопротивление противника, достигла линии Ружин – Ягнятин — Карапчеев (на р. Ростовица), захватив свыше 200 пленных, 4 орудия, 20 пулеметов и большое количество боеприпасов. Гарнизон Озерна в этом бою был целиком вырублен. 

О движении Конной армии в тыл полякам Клеберг пишет следующим образом: «Подобно тому, как вода смыкается, покрывая уходящий на дно камень, так и польский фронт восстанавливается в тылу красной конницы. Но Буденный об этом мало заботится — он достиг своей первоначальной цели, он в тылу польских позиций и в настоящее время не видит перед собой ни одной части противника, способной его остановить. Он тщательно избегает всякой задержки, уклоняется от всякого боя, стремясь прямо к своей основной цели: с одной стороны — к Житомиру, главной квартире командующего украинской группой армии, с другой — к польским войскам, прикрывающим район Киева».

Благодаря правильно поставленной и хорошо выполненной боевой задаче, 1-я Конная армия очутилась в тылу противника – и это требовало от нее особой бдительности при несении разведывательной и сторожевой службы.

Боевая летопись 1-й Конной. "Помнят польские паны"

Вследствие того, что на обоих флангах прорыва противник оставался на местах, наиболее угрожающими пунктами являлись, с одной стороны, ст. Казатин и с другой — Сквира и Б. Церковь (где имелись резервные части противника). 

На рассвете 6-го июня армия двинулась по направлению на Бердичев, продолжая выполнение боевой задачи по овладению железнодорожной линией на участке Попельня — Чернорудка. На рассвете 6-го июня железная дорога Казатин — Киев была в двух местах взорвана: у Попельня и у Чернорудка. 

Правофланговая 14-я кавалерийская дивизия двигалась двумя колоннами, одной (в составе 2-й бригады) на ст. Попельня и другой (1-я и 3-я бригады) на ст. Бровки. У ст. Попельня дивизия вступила в бой с бронепоездом противника, который поспешно отошел на ст. Бровка и далее на ст. Чернорудка, но, не доходя последней, был перехвачен частями 4-й кавалерийской дивизии.

Курсировавший здесь польский бронепоезд «Довбор Мусницкий» был отрезан от своих и захвачен; на ст. Бровки железная дорога Казатин — Бердичев также была перерезана. На ст. Чернорудка 4-я кавалерийская дивизия захватила лазарет польской 13-й пехотной дивизии.

На станции Бровка 14-я кавалерийская дивизия захватила целый эшелон продовольствия и винтовок.

Части польской 13-й пехотной дивизии отступали в направлении на Бердичев.

4-я кавалерийская дивизия к полудню 6-го июня достигла м. Вчерайше, захватив здесь бригадный лазарет польской 13-й пехотной дивизии.

11-я кавалерийская дивизия, двигавшаяся левее 4-й кавалерийской дивизии, после боя у Белиловки взорвала железнодорожный путь и мосты — и к вечеру 6-го июня достигла района Камени-Пятигорска.

6-я кавалерийская дивизия, двигавшаяся уступом слева и сзади в армейском резерве, к вечеру 6-го июня достигла района с. Ружин, ведя усиленную разведку в сторону Казатина.

Таким образом, и следующий этап операции по выходу в район Казатин — Бердичев армия выполнила удачно: железнодорожная линия Бердичев — Киев на участке Казатин — Фастов была разрушена, а противник под влиянием прорыва конницы в свой тыл начал проявлять признаки растерянности и делал бессвязные попытки оказать сопротивление, бросая небольшие отряды пехоты и конницы в район прорыва 1-й Конной армии.

Чего он боялся, то и произошло: Конная армия находилась в тылу польской 3-й армии, и поляки были вынуждены срочно производить эвакуацию Киева.

За 6-е июня на линии железной дороги Казатин — Попельня поляки все же пытались оказать сопротивление советским частям, но были смяты. 

6-го июня Конная армия нащупывала пути к захвату Бердичев — Житомир. С наступлением темноты ее соединения остановились: 14-я кавалерийская дивизия — Бровки — Лебединцы, 11-я кавалерийская дивизия — Камены — Пятигорки, 4-я кавалерийская дивизия — Вчерайше — Чернорудка, 6-я кавалерийская дивизия, обеспечивая движение 4-й, 11-й и 14-й кавалерийских дивизий с запада и юга, достигла Войтовицы — Рутин.

Сведений о соседях справа и слева Конная армия не имела. Связь с тыловым штабом и штабом фронта была периодической и очень непрочной (радио и авиация).

Поляки, имея у себя в тылу армию Буденного, начали собирать остатки разбитой 13-й пехотной дивизии в районе Погребице — с целью нанести удар во фланг и тыл армии Буденного в направлении Самгородок. Другой отряд поляков формировался из уцелевших частей 7-й пехотной дивизии и 1-й кавалерийской дивизии. Этот отряд должен был нанести удар во фланг и тыл 1-й Конной армии из района Сквира — в направлении также на Самгородок.

Поляки хотели «сдавить» с флангов 1-ю Конную армию в районе Самгородок. В действительности же Конная армия в это время совершала движение на Бердичев — и оба отряда поляков, действуя на Самгородок и не имея перед собой Конной армии, столкнулись в районе Снежное — Самгородок.

Захваченные в боях польские пленные показывали, что в Житомире находится штаб армии. Под влиянием прорыва, поляки в панике начали, с одной стороны, отходить к Бердичеву, а с другой стороны — спешно эвакуировать г. Киев. Имея не вполне ясные данные о противнике и не имея сведений о своих соседях, но трезво оценивая создавшуюся на фронте армии обстановку, командарм Буденный решил в течение 7-8 июня захватить железнодорожные узлы Житомир и Бердичев, разрушив средства связи и склады противника.

Для налета на Житомир была назначена 4-я кавалерийская дивизия, а на Бердичев — 11-я кавалерийская дивизия. 6-я и 14-я кавалерийские дивизии должны были оставаться уступом позади на линии железной дороги Казатин-Фастов — для обеспечения операции с тыла.

Ночь на 7-е июня армия провела в занимаемых районах, готовясь к выполнению боевых задач. Противник не беспокоил.

Источник:

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.