Алекс-Новости
Назад

Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР

Опубликовано: 03.03.2019
Время на чтение: 7 минут
0
9

Советская Россия во все времена своего существования вела ту или иную войну. Гражданскую война; попытка принести мировую революцию в Европу на копытах красной конницы; оборона дальневосточных границ и намерение отодвинуть границу от Ленинграда; Великая Отечественная; войны на разных широтах и меридианах за установление социализма; война в Афганистане. Единственная война, в чьём основании лежала экономика, — сражения за Китайско-Восточную железную дорогу.

Наследие царских времён работает на Советскую республику

КВЖД достроили в 1903 году, по договору с Китаем от 1896 года. «Железка» сокращала путь к Порт-Артуру, он потерян в войне с японцами, что делает дорогу важной магистралью для связи Владивостока с остальной страной. Вдоль железной дороги шла полоса отчуждения, являвшаяся собственностью Российской империи. На этой земле обитали русские железнодорожники, а экономические потребности удовлетворялись особыми дензнаками Русско-Азиатского банка.

Гражданская война разожгла аппетиты китайцев и стоявших за ними японцев: В 1918 году Страна восходящего Солнца направляет войска к КВЖД, но захватить дорогу попытались только в 1920-м. Китайцы в середине марта 1920 года заняли полосу отчуждения, Тем не менее, составы достигали Владивостока, работали на «железке» российские спецы. Руководил КВЖД путеец Борис Остроумов.

Вопрос урегулировался подписанием 31 мая 1924 года «Соглашения об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Восстанавливались дипотношения, мы отказывались от концессионных компаний в Харбине и ещё на нескольких территориях. КВЖД переходила в совместное владение с миноритарной долей китайцев. Управлением и обслуживанием дороги занимались советские специалисты. СССР же получал львиную долю доходов дороги, ежегодно генерирующей многомиллионные прибыли в золотых рублях.

Но политическая обстановка вновь изменилась, глава Китайской Республики Сун Ятсен умер, настало время «генералов», подзуживаемых японцами.

Китайцы постоянно наращивают эскалацию напряжённости, вплоть до захвата торговых советских судов и административных зданий. Самопровозглашённый генералиссимус Чжан Цзолинь организовывает регулярные провокации на КВЖД. Подстрекательская деятельность генералиссимуса надоела СССР и поезд Чжан Цзолиня 4 июня 1928 года взрывают советские спецслужбы. Хотя есть вариант, что это были японцы.

Войска возглавляет сын покойного, маршал Чжан Сюэлян. Для проформы он признавал главенство Чан Кайши, реально вёл себя как удельный средневековый князёк. Магистраль продолжает манить и полицейские захватывают 22 декабря харбинскую телефонную станцию КВЖД, спустив знамя компании, частично содержавшее советскую символику. Взвилось гоминьдановское знамя. В начале 1929 года китайцы захотели принудить согласовывать приказы советского начальника дороги с местными консультантами. СССР решил урегулировать противоречия с Чжаном Сюэляном, но он сорвал переговоры, начавшиеся 2 февраля 1929 года в Мукдене. 

К активным действиям китайцы переходят 27 мая, с рейда китайской полиции на генеральное консульство СССР в Харбине. Захвачены важные документы, китайцы выдвигают обвинение в использовании консульства для коминтерновских совещаний, под арестом — 80 человек, включая 42 советских дипломата. КВЖД китайцы фактически захватывают 10 июля 1929 года. Количество арестованных совслужащих превышает 2000, три с половиной десятка высланы на Родину. Это стало точкой невозврата. Через неделю СССР разрывает отношения с Китаем и 7 августа создаётся Особая Дальневосточная Армия (ОДВА).

Запад утверждает — китайцы были вынуждены захватить КВЖД, так как прибыли упали. В 1924 году КВЖД получила доход в 11 млн рублей, в 1926 — почти 20 млн руб., а вот с 1927 года прибыль покатилась вниз: меньше 10 млн в 1927-м и едва 5 млн – в 1928-м. Тогда как экономисты и финансисты из США и Канады уверяли — КВЖД может генерировать не менее 50 млн золотом в год регулярно. 

Ход боестолкновений

Чжан Сюэлян командовал 300 тыс. и одиннадцатью боевыми судами Сунгарийской речной флотилии. У китайцев были орудия, пулемёты и миномёты, но самой распространённой экипировкой являлось сочетание маузера с классическим китайским мечом. В приграничье сосредоточилось до 70 тысяч белогвардейцев, но они массово в боях не участвовали, как говорят данные РОВС, хотя отдельные вылазки против «красных» всё-таки были.

Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР
Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР

ОДВА располагала превосходящими наземными силами, авиацией, представленной Р-1 и Р-3, бронеавтомобилями различных модификаций, новенькими МС-1 и Амурской речной военной флотилией.

Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР

Война полыхнула 12 октября Сунгарийской наступательной операцией ОДВА. Амурские советские моряки уничтожили семь из одиннадцати китайских судов. Китайцы побежали, преследуемые кавалерией. Лахасусу пал. Китайцы потеряли порядка тысячи погибшими и ранеными.

Бои шли месяц, решающая фаза наступила 17 ноября, когда красноармейцы по льду перешли Аргунь, поддержанные авиацией и артиллерией, и атаковали в районе Чжалайнора. Противник отчаянно сопротивлялся, но авиация и МС-1 взломали оборону, 18 ноября принесло победу, остатки китайских сил дорубили кубанские кавалеристы.

Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР

К 20 ноября РККА разгромила врага, хотя формально война прекратилась месяц спустя. ОДВА потеряла убитыми меньше трёхсот человек, ранеными – 1400 и пропало без вести около тридцати. Китайцы только пленными потеряли 10 тысяч, счёт убитым прекратили после 2000. РККА достались богатые трофеи.

В Хабаровске 22 декабря 1929 года подписан «Хабаровский протокол», восстанавливающий на КВЖД статус-кво.

Дальнейшая судьба КВЖД

Япония в конце 1931 – начале 1932 годов захватывает Маньчжурию и провозглашает устами губернаторов создание марионеточного государства Маньчжоу-Го. СССР продаёт КВЖД данному новообразованию за 140 млн йен в марте 1935 года. Треть погашалась деньгами, две трети покрывали поставками по заказам СССР в Японии в течение 3 лет.

После победы над Квантунской армией в августе 1945 года, дорога опять становится советской и была передана Китаю в 1952 году во исполнение Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР от 1950 года.

Источник:

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.