Алекс-Новости
Назад

Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений

Опубликовано: 16.05.2019
0
61

Су-57Э: экспортная модель

Весной 2019 года стало известно, что в России согласовали пакет документов, который разрешает экспортные поставки современного отечественного истребителя пятого поколения. Экспортная модель Су-57Э может заинтересовать иностранных заказчиков, которые по разным причинам не могут приобрести американские истребители пятого поколения F-35.

Среди возможных покупателей новейшего российского истребителя называют страны Азии и Ближнего Востока. К наиболее вероятным покупателям относят Алжир. Совершенно очевидно, что первое «столкновение» F-35 и Су-57Э состоится именно на международном рынке вооружений. Одновременно с этим хочется верить в то, что реальных боевых столкновений с участием двух этих самолетов никогда не случится.

Программа создания истребителя пятого поколения – это очень дорогое удовольствие, позволить себе подобные затраты могут далеко не все страны. При этом как отмечают в американском военно-политическом издании The National Interest, США и КНР в состоянии осилить колоссальные расходы на разработку боевых самолетов в одиночку, тогда как Российской Федерации, по всей видимости, придется покрывать часть расходов по разработке и созданию истребителя Су-57 за счет поставок самолетов иностранным заказчикам. 

При этом оценка стоимости программ существенно отличается. Стоимость программы F-35 оценивается примерно в 55 миллиардов долларов. Lockheed Martin и другими производителями выпущено уже более 390 самолетов F-35 Lightning II. Российская программа создания истребителя пятого поколения оценивалась примерно в 3 миллиарда долларов. В настоящее время в России построено 10 летных прототипов Су-57 из состава опытной партии. Два первых серийных истребителя Минобороны России получит до 2020 года. 

Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений

Су-57 опытной партии

Су-57 может стать истребителем пятого поколения для всех. Традиционно эксперты относят к его конкурентным преимуществам более низкую стоимость, чем у моделей американского производства. Важным отличием признается и то, что США в свое время полностью запретили продажу первого истребителя пятого поколения F-22 третьим странам, а к продажам более легкого F-35 подходят избирательно, поставляя только своим союзникам. Китай пока что также не готов продавать собственный истребитель пятого поколения J-20. На этом фоне России выражает готовность продавать Су-57 всем потенциальным заказчикам, а это прекрасная возможность для стран, которые хотели бы, но не в состоянии приобрести другие самолеты пятого поколения. 

Потенциальные покупатели Су-57

В настоящее время военные эксперты обсуждают возможность ценовой войны на мировом рынке между российским истребителем Су-57Э и американским F-35. Обсуждается, какие страны могут стать покупателями российского авиационного комплекса пятого поколения и кто готов рассматривать возможность подобной покупки. Среди возможных покупателей Су-57Э есть одно натовское государство – это Турция. 

Стоит отметить, что Турция является участницей многонациональной программы создания истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, которая реализуется под эгидой США. В поставке электронных частей и деталей для самолета задействовано не менее 10 турецких промышленных предприятий. Истребитель F-35 должен был стать первым самолетом пятого поколения в ВВС Турции. Всего Анкара собиралась приобрести не менее 100 подобных боевых машин. Но в сегодняшних реалиях поставка может и не состояться. Проблема в покупке Анкарой российской зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф». Американские конгрессмены уже говорили о том, что могут приостановить отправку истребителей в Турцию, если последняя не откажется от приобретения российских комплексов ПВО.

Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений

F-35 Lightning II

Возглавляющий государственную корпорацию «Ростех» Сергей Чемезов ранее уже высказывался о том, что Москва готова вести с Анкарой переговоры по поставкам истребителя пятого поколения Су-57Э, в случае если Турция вынуждена будет выйти из программы по производству истребителя F-35 Lightning II. По словам Чемезова, Турция представляет собой привлекательный рынок сбыта для современного российского истребителя пятого поколения.

Ранее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу недвусмысленно намекал Вашингтону, что в случае отказа от поставок истребителей F-35, Анкара приобретет аналогичные истребители у других государств. А турецкое государственное информационное агентство Anadolu ранее уже готовило сравнение Су-57 с американским истребителем пятого поколения F-35, рассматривая российский самолет в качестве альтернативы. Соответствующий материал с инфографикой выходил в апреле 2019 года. Среди прочего выделялось явное превосходство российского истребителя в максимальной скорости и маневренности. Су-57 оснащен двумя двигателями, а более легкий американский F-35 только одним. Максимальная скорость полета Су-57 составляет до 2600 км/ч, тогда как его конкурент может разогнаться лишь до 1931 км/ч. Российский самолет превосходит противника и в массе боевой нагрузки, которая оценивается в 10 тонн, у американского истребителя – 8,16 тонн. Также Су-57 может находиться в небе практически в два раза больше – 5,8 часа против 2,36 часа у F-35. 

Но все же Турция – это далеко не самый очевидный покупатель российского истребителя пятого поколения. Интерес к самолету демонстрируют Египет и Алжир. Но ВВС Египта и так располагают разношерстным парком боевых самолетов, Су-57Э мог бы стать 8 типом боевых самолетов для Каира, что создает массу материально-технических трудностей по обслуживанию этого парка. В то же время Египет активно закупает российскую авиационную технику. На вооружении ВВС Египта находятся фронтовые истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 (контракт на 46 самолетов). Также в марте 2019 года издание «Коммерсант» писало о том, что Египет приобретает у России несколько десятков тяжелых многофункциональных истребителей Су-35, стоимость сделки оценивается в два миллиарда долларов. Это делает Египет одним из крупнейших покупателей российской авиационной техники, но по-прежнему неочевидно, что Каир теперь решит усилить собственные ВВС еще и Су-57Э.


Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений

Наиболее вероятным покупателем Су-57Э специалисты считают Алжир, который является крупнейшим покупателем российского оружия в Африке. Алжир очень давно скупает новейшие советские, а затем и российские образцы военной техники, в том числе самолеты. На вооружении ВВС этой североафриканской страны уже находятся российские многофункциональные истребители Су-30МКА и Су-35. Скорее всего, Алжир также стал первым иностранным покупателем фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34. Более того, эта страна проявляет интерес и к экспериментальным российским вооружениям, к примеру БМПТ, доказывая, что готовы покупать не самую популярную технику. Учитывая тесное сотрудничество между Алжиром и Россией в военно-технической сфере и готовность Алжира быть первой страной, приобретающей и внедряющей новые российские военные разработки, представляется вероятным, что именно алжирцы станут стартовым заказчиком Су-57Э. 

К потенциальным покупателям Су-57Э, но уже в другом уголке планеты, относят Малайзию, которая уже эксплуатирует тяжелые российские истребители Су-30МКМ. В марте текущего года российский самолет пятого поколения демонстрировался премьер-министру этой азиатской страны. Учитывая тот факт, что сосед Малайзии в регионе Сингапур не так давно объявил о приобретении у США небольшой партии истребителей F-35, Малайзия может ускорить процесс приобретения собственных самолетов пятого поколения, выбрав именно российский вариант. 

Су-57Э для Индии и Китая

Традиционно крупнейшими покупателями российских вооружений и военной техники выступают Индия и Китай. Обе страны также могут рассматриваться, как заказчики Су-57Э. Именно Индия являлась партнером России по созданию перспективного истребителя пятого поколения FGFA, который разрабатывался на базе Су-57 и должен был стать экспортным вариантом самолета. По всей видимости, Индия окончательно отказалась от реализации этого совместного проекта еще в апреле прошлого года. В СМИ сообщали, что Индия осталась недовольна показателями незаметности прототипов Т-50, а также выражала сомнение в эффективности радаров и авионики нового самолета. В то же время в совместном проекте самолета FGFA, который и планировалось поставлять на экспорт иностранным заказчикам, на Дели приходилось до трети финансирования.

Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений

Су-35 ВВС НОАК

Несмотря на отказ от совместной разработки истребителя пятого поколения, Индия еще может стать заказчиком экспортной версии Су-57. У индийских ВВС накопился богатый опыт приобретения и эксплуатации боевой техники советского и российского изготовления. На вооружении ВВС Индии состоит порядка 250 многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Это крупнейший в мире эксплуатант самолетов Сухого данной модели. Индия по-прежнему не исключает варианта приобретения Су-57Э. Интерес к самолету пятого поколения может подогреть недавний воздушный конфликт с Пакистаном, в котором индийские ВВС потеряли модернизированный МиГ-21, не сбив ни одного самолета противника.

Китай также может приобрести у России истребители пятого поколения Су-57Э, даже несмотря на наличие собственных самолетов пятого поколения. Правда, размер приобретаемой партии может быть ограничен. Несмотря на разработку собственного истребителя пятого поколения J-20, Китай еще в 2015 году приобрел у России 24 самолета Су-35, заплатив за эту партию два миллиарда долларов и став первым иностранным покупателем данной машины. Самолеты обошлись Китаю достаточно дорого – примерно по 83 миллиона долларов за каждый Су-35. Исходя из этого, можно представить, что Су-57Э на международном рынке вооружений будет стоить еще дороже.

Приобретенными в России Су-35 Китай остался доволен. Именно российские истребители часто сопровождают в полете стратегические китайские бомбардировщики H-6K. Китайцы хвалят дальнобойные ракеты российского многофункционального истребителя, радар, способный одновременно сопровождать до 30 и обстреливать 8 целей и наличие двигателей с управляемым вектором тяги. На этом фоне стоит отметить, что китайский самолет J-20, который эксперты также считают более незаметным, чем Су-57, уступает последнему в двигателях. Российская модель превосходит самолет Поднебесной даже с двигателями первого этапа – АЛ-41Ф1, когда российский истребитель получит более совершенные двигатели второго этапа, которые известны, как «Изделие 30», боевые возможности Су-57 возрастут еще больше. В этом плане Китай может интересоваться Су-57 именно из-за двигателей, с созданием которых у Пекина по-прежнему наблюдаются проблемы. Опасность данной сделки может заключаться в том, что Китай использует российскую технику для реинжиниринга, буквально разбирая машины на винтики и затем воспроизводя на собственных предприятиях. В области копирования и присвоения чужих технологий, а также их усовершенствования путем внесения в конструкцию собственных изменений, Китай преуспел уже давно.

Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений

Су-57 опытной партии

Три полка Су-57 для ВКС России

В среду, 15 мая, 2019 года президент России Владимир Путин выступил с заявлением о скором контракте на приобретение 76 истребителей Су-57. Соответствующее заявление глава государства сделал на очередном совещании по оборонной тематике. По словам Путина, ранее согласно государственной программе вооружений до 2028 года ВКС должны были получить всего 16 подобных самолетов. При этом в открытом доступе имелась информация о контракте только на 12 самолетов, комплекте на оснащение одной эскадрильи. Столь небольшой контракт даже позволил журналистам китайского информагентства «Sina» назвать Су-57 худшим российским боевым самолетом в истории. Исходя из этого, китайские журналисты делали вывод о том, что созданный в России самолет пятого поколения не нужен даже российским ВКС. 

Теперь же объем закупок серьезно расширяется. По словам Владимира Путина, скоро будет подписан контракт на поставку в войска 76 истребителей пятого поколения, которые получат современные средства поражения. Помимо этого, планируется создать для новых самолетов необходимую наземную инфраструктуру. Президент отметил, что к 2028 году необходимо перевооружить три полка ВКС новыми истребителями пятого поколения. По словам Путина, изменение ситуации с объемом заказа Су-57 напрямую связано с готовностью производителей самолета снизить его стоимость и стоимость используемого вооружения на 20 процентов. Президент выразил надежду, что скорректированный и озвученный 15 мая план будет выполнен.

источник:

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.