Алекс-Новости
Назад

Появление вертолетоносцев радикально изменит возможности России на море

Опубликовано: 30.08.2021
0
24

Появление вертолетоносцев радикально изменит возможности России на море

15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями».

Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS. Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй – «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились в 2015-м в Сирии (но тогда про Сирию мы еще даже не задумывались).

УДК строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и должны были быть приписаны к Тихоокеанскому флоту, однако американцы свое дело сделали и мы остались без кораблей. Максимум, что нам удалось, так это забрать у французов техдокументацию на изготовление УДК (вплоть до секретной, туда вошли три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralte;ski) и деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, которое по контракту должно было быть там установлено, после чего в 2016 году мы приступили к разработке техдокументации для строительства данных кораблей уже своими силами на собственных производственных мощностях.

Результатом этой работы стала закладка 20 июля 2020 года на керченском судостроительном заводе «Залив» двух УДК проекта 23900 «Иван Рогов» (заводской номер 01901) и «Митрофан Москаленко» (заводской номер 01902) с планируемыми сроками сдачи Заказчику в 2028-29 годах соответственно. Головным проектантом выступило Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ), являющееся, так же как и завод, подразделением казанского холдинга «Ак Барс». Общая стоимость контракта, заключенного между Исполнителем и Минобороны РФ, значилась в районе 100 млрд. руб. (на оба корабля), что существенно превышало смету «Мистралей». Столь большая разница объяснялась тем, что планируемые к постройке корабли существенно превосходили французские аналоги по водоизмещению, ширине, высоте, осадке, функционалу, обитаемости, транспортно-десантным возможностям, составу десантно-высадочных средств и качеству авиагруппы.

Появление вертолетоносцев радикально изменит возможности России на море

В ходе проектирования заметно увеличилось не только водоизмещение корабля (почти вдвое – с 21,3 тыс. тонн до 40 тыс. тонн), но подросли и все его тактико-технические характеристики – была включена возможность базирования на нем не только палубных вертолётов, но и временного приёма боевых, многоцелевых или транспортных вертолётов наземного базирования, их обслуживания, посадки/высадки различного контингента, вплоть до использования корабля в качестве штабного (многофункционального пункта управления) для командования разновидовыми группировками войск (на этот пункт я особо обращаю ваше внимание!). Штатное вооружение при этом было сокращено до оборонительного – 2 ЗРК «Панцирь-М». Зона применения УДК весь Мировой океан – от теплых морей до северных широт в сопровождении ледоколов.

Корпус и оборудование УДК

Согласно проекту, корпус ледокольного класса будет выполнен по блочно-модульному принципу, предусматривающему одновременное строительство его крупных элементов с последующим их соединением, а борта не будут иметь бронирования. На корабле будут предусмотрены: ходовой мостик; отдельное оборудованное командно-штабное помещение; помещения для размещения экипажа и десанта; вертолётный ангар; технические помещения. УДК смогут транспортировать от 900 до 1000 морских пехотинцев; иметь на борту 10-16 и даже до 20 вертолётов, включая БПЛА различного назначения; в доковой камере смогут размещаться до 4 десантных катеров. Плавсредства для патрулирования и оперативной высадки будут размещаться на спонсоне правого борта и в кормовой части корабля, при необходимости эти места смогут быть частично заняты под размещение дополнительной бронетехники. Отправка и приём десанта при этом будет производиться либо через доковую камеру или через люки в бортах с помощью плавсредств, либо с вертолётной палубы на воздушных судах. УДК по данному проекту будут способны нести службу и в арктической зоне.

Силовая установка

Движителями при этом предусмотрены винто-рулевые колонки с применением единой электроэнергетической системы. В качестве главной энергетической установки планируется использовать комбинированную дизель-газотурбинная установку типа CODAG рыбинского пр-ва, применяемую для фрегатов адмиральской серии проекта 22350, состоящую их двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р мощностью по 32 700 л.с., куда входит дизель 10Д49 мощностью 5200 л.с. (пр-ва «Коломенский завод») и газовая турбина М90ФР мощностью 27500 л.с. (пр-ва НПО «Сатурн»), передающих крутящий момент посредством двух редукторов РО55 (пр-ва ПАО «Звезда) и локальной системы управления НПО «Аврора». Дизеля 10Д49 и газовые турбины М90ФР могут работать вместе или по отдельности. Таким образом, два двухвальных дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р общей мощностью 65 400 л.с., вращая два вала, смогут обеспечить кораблю скорость в районе 22-25 узлов, что вполне достаточно для боевых кораблей данного класса.

ТТХ изделия:

Водоизмещение, тонн: 40 000+
Длина, м: 220,0
Ширина, м: 38,0
Осадка, м: 8,0
Скорость хода макс., узлов: 22
Дальность, миль: 6 000
Автономность плавания, суток: 60
Экипаж, чел: 320
Авиакрыло, шт: 16-20 (16 х Ка-52К, Ка-29, Ка-27, Ка-31 в различных сочетаниях, плюс 4 х БПЛА)
Десант, чел: 900-1000
Боевая техника, ед: 75
Вооружение: ЗРК 2 х Панцирь-М
Десантные катера, шт: 4 (проекта 11770 «Серна» или проекта 02510 «БК-16»).

На этом пока вынужденно ставлю точку, о боевом применении данных кораблей и о трудностях, с которыми мы столкнулись при их проектировании, расскажу уже в последующих статьях.

Продолжение следует.

Источник

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.