Алекс-Новости
Назад

Расходный материал. Американские роботы для самой гущи боя

Опубликовано: 21.11.2020
0
9

Расходный материал. Американские роботы для самой гущи боя

RCV-Light совмещает ударные, разведывательные и транспортные функции. Источник: qinetiq.com

Мал золотник, да дорог

Процесс роботизации оружия необратим и развивается в соответствии со строгими экономическими законами. Подготовка военного летчика во все времена была затратным и достаточно продолжительным мероприятием. Появление стратегических и тактических БПЛА стало очевидным решением этой проблемы с кучей бонусов – длительным периодом дежурства в воздухе, возросшей оперативностью реагирования и малой заметностью для радаров. Сейчас, когда даже страны, никогда не блиставшие на полях сражений, эффективно используют ударные и разведывательные беспилотники, пришла очередь наземной техники. Одним из частных примеров подобной эволюции с небес на землю стала американская программа Robotic Combat Vehicle (RCV), направленная на разработку целой линейки боевых сухопутных роботов.

Расходный материал. Американские роботы для самой гущи боя

Один из ранних прототипов RCV-Light. Источник: defpost.com
В самом легком классе семейства выступают машины RCV-Light. Подобные дистанционно-управляемые роботы должны перемещаться на внешней подвеске вертолёта CH-47 и конвертоплана V-22. Гусеничную платформу для легкой машины используют EMAV (Expeditionary Autonomous Modular Vehicle) от компании Pratt Miller. Легкой её можно назвать достаточно условно – все-таки масса превышает 3 тонны. Платформа отлично исполняет роль грузовика и берет на борт 3 200 кг. Максимальная скорость RCV-Light достигает 72 км/ч по пересеченной местности. На гусеничной машине помимо пулеметной установки может размещаться небольшой разведывательный квадрокоптер, серьезно расширяющий возможности робота.

Анализ доступных изображений позволяет судить о достаточно высокой степени проработки конструкции американской новинки. Прежде всего, это несколько лидаров (лазерных радаров), расположенных по углам платформы, являющихся частью системы машинного зрения. Это говорит о возможности полуавтоматической работы робототехнического комплекса. К примеру, операторам достаточно задать машине маршрут следования к точке боестолкновения, и все дальнейшие действия RCV-Light осуществит в режиме автопилотирования. Удаленный оператор может в это время управлять бортовым разведывательным дроном «Привязанная беспилотная воздушная система» (Hover Fly Tethered Unmanned Aerial System). Коптер к гусеничной машине привязан (в прямом смысле слова) шнуром для управления и электропитания.

В системе автопилотирования мини-танков нет ничего удивительного – подобные технологии уже давно применяются в гражданском автомобилестроении США, Японии и Европы. Обвешанные лидарами, сонарами и инфракрасными камерами полностью автономные прототипы накатали миллионы километров по всему миру и готовы стать полноценными участниками движения. Все упирается в законодательную базу и проблемы с ответственностью за ДТП. В армии подобными сантиментами не отягощены, и полная автоматизация движения боевых роботов видится вполне закономерной. Кстати, в России проектами беспилотных грузовых машин занимается КамАЗ, до недавнего времени работающий в кооперации с IT-фирмой Cognitive Technologie. Учитывая близость завода из Набережных Челнов к отечественному ВПК, можно быть увереным в использовании полученных наработок в военной сфере.

Расходный материал. Американские роботы для самой гущи боя

RCV-Light в одной из конфигураций с квадрокоптером и пулеметом. Источник: defbrief.com
Разработкой «электронных мозгов» легкого гусеничного робота занимается британская QinetiQ, успевшая набить руку на летающих беспилотниках. В частности, инженеры фирмы создали высотный псевдоспутник Zephyr на солнечных батареях, поставивший рекорд продолжительности полета. В соответствии с действующим американским законодательством, легкий робот не может самостоятельно открывать огонь – для этого всё еще нужен оператор. В то же время машина умеет самостоятельно отыскивать и наводить на цель боевой модуль Kongsberg CROWS-J с 127-мм пулеметом M2 Browning. Опционально машина может оснащаться противотанковым FGM-148 Javelin, атакующим цель по принципу «выстрелил-забыл» - это отлично подходит для беспилотного охотника за танками.

Учитывая высокую насыщенность современного театра военных действий средствами разведки и наблюдения, разработчики RCV-Light как могли снизили заметность робота. Гибридная силовая установка, примененная на роботе, снижает шум от машины и делает её практически невидимой в инфракрасном диапазоне. Двигатель внутреннего сгорания, как неотъемлемая часть любого гибрида, отвечает за движение в «мирных условиях». На снижение шума работают массивные резиновые гусеницы и обрезиненные катки. Несмотря на все ухищрения, разработчики и будущие пользователи уже сейчас говорят, что машина относится к разряду расходных, и никто о подобных боевых потерях сожалеть не будет.

Старшие братья

В соответствии с модными ныне сетецентрическими войнами, гусеничный дрон RCV-Light является частью большой беспилотной системы. Старшим братом, с которым малыша роднит модульная управляющая архитектура c открытой системой (MOSA), стал мини-танк RCV-Medium. В начале 2020 года консорциум Textron, Howe & Howe и FLIR Systems выиграли конкурс Пентагона (the Pentagon) на разработку ударного сухопутного дрона среднего класса в рамках программы Robotic Combat Vehicle (RCV).

Уже построены четыре прототипа, участвующие в совместных с RCV-Light испытаниях. Основным требованием к массе и габаритам робота среднего класса была возможность переброски в трюмах транспортного C-130 Hercules. Исходя из этого, масса прототипов может варьироваться от 15 до 18 тонн. Функционально машина будет гораздо опаснее младшего брата - в арсенале 30-40-мм автоматическая пушка и несколько противотанковых ракет.

Самый тяжелый гусеничный робот из семейства именуется Robotic Combat Vehicle-Heavy (RCV-H) и его предполагается откормить до 30 тонн, а также оснастить орудием-убийцей «Арматы». Стратегическая мобильность тяжелой машины будет обеспечиваться уже C-17 Globemaster III. Во многом, именно этот беспилотный танк встанет на замену классическим «Абрамсам». Американцы уже расставили приоритеты в боевом использовании подобной техники – в самые горячие точки пойдут в первую очередь легкие RCV-Light (не так жалко), далее в бой вступят RCV-Medium и, наконец, только против самых приоритетных целей отправят «тяжи» RCV-H.

Расходный материал. Американские роботы для самой гущи боя

Беспилотник среднего класса RCV-Medium. Источник: militaryleak.com
Разработчики, несмотря на освоенность ряда технологий, говорят о сложностях, связанных с обучением искусственного интеллекта вождению машины в условиях боя и пересеченной местности. С летающими дронами все было гораздо проще – количество внешних факторов было в разы меньше. Но, учитывая заинтересованность Пентагона и явную нехватку подобной техники в войсках, программисты намерены решить все проблемы в течение двух-трех лет.

Армия США в настоящее время испытывает четыре RCV-Light в связке с машинами среднего класса RCV-Medium. К концу 2021 года в планах провести роботизированные маневры на уровне роты с привлечением 8-16 гусеничных дронов различного класса. Постановка на вооружение займет, судя по всему, достаточно много времени – только к 2022 году планируется оснастить 16 машинами экспериментальные боевые подразделения для полноценных полевых испытаний.

Турецкие дроны против Донбасса

Сегодня Россия, долгое время не обращавшая внимание на летающие и сухопутные беспилотники, вынуждена распылять ресурсы, наверстывая упущенное во всех сферах. В приоритеты для разработки, безусловно, входят ударные БПЛА и дроны-камикадзе, отсутствие которых может в будущем стать оперативно-тактической трагедией для российской армии. К примеру, Украина выразила готовность продолжить закупки турецких Bayraktar TB2 и часть дронов уже перебросила в Донбасс.

О том, чем это может обернуться для ополченцев и регулярной армии ДНР, могут рассказать многочисленные ролики уничтожения живой силы и техники в Нагорном Карабахе.

Украинцы намерены даже обойти возможные санкции, связанные с поставками Bayraktar зарубежных моторов, и предложить свои аналоги.

В этой ситуации надеяться на скорое появление в российской армии гусеничных и колесных роботов (схожих с американскими) не приходится – с собственными летающими дронами успеть бы разобраться.

Источник

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.