Алекс-Новости
Назад

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Опубликовано: 15.11.2020
0
49

Итак, обжегшись на ПАК ФА и получив на выходе истребитель невнятного поколения и таких же характеристик за сумасшедшую цену, с его аналогом в виде программы ПАК ДА, Верховный главнокомандующий решил не спешить. То есть, ПАК ДА разрабатывать будут, конечно, но…

Но в Казани уже выпустили в небо Ту-160М «Петр Дейнекин», ознаменовав тем самым начало нового этапа в жизни Ту-160. М1+ или М2 – не так уж и важно, важно то, что разработанный советскими инженерами самолет получает вторую жизнь в России.

Оставим стратегические бомбардировщики, сейчас речь пойдет не о них.

Речь пойдет еще об одном ветеране советских ВВС, которому точно не помешает снова встать на конвейер. Это противолодочный вертолет Ми-14.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Еще в 2015 году министр обороны Шойгу сделал громкое заявление о том, что в Казани начнут снова производить Ми-14. Вертолет, который был снят с производства и вооружения, как утверждают многие источники, под давлением США.

В настоящем материале мы не станем рассматривать вопрос достоверности слухов, а попробуем оценить, насколько этот шаг может положительно сказаться на обороноспособности страны в целом и насколько он вообще реален.

С 2015 года различные СМИ поднимали тему того, что «вот-вот и…» Ми-14 снова начнут производить.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

В действительности, ОАО «Вертолеты России» в свое время подтвердили, что вопрос по Ми-14 рассматривался и обсуждался. И тема по Ми-14 действительно есть, но она будет дробиться на три этапа: ремонт эксплуатируемых вертолетов, их модернизация и только потом возобновление производства.

Есть ли в этом смысл? Конечно, есть. Примерно такой же, как и в ситуации с Ту-160: не можем сделать новое и более современное – надо браться за старое. А Ми-14 – единственный отечественный вертолет – полноценная амфибия, способная садиться, взлетать и перемещаться по водной поверхности.

И, замечу – без 100% вероятности утонуть, как это обстоит у того же Ка-27.

Предыстория

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

А началось все в 1965 году с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке противолодочного вертолета-амфибии.

Создавалась новая машина на базе уже прочно вошедшего в обиход Ми-8, зарекомендовавшего себя наилучшим образом. Однако Ми-14 – это не улучшенная копия Ми-8, это машина, для которой пришлось заново сделать многое: двигатели, главный редуктор, поисково-прицельная система, система положительной плавучести.

Но если партия сказала, что надо… Первый полет состоялся 1 августа 1967 года, а в 1976-м под обозначением Ми-14ПЛ вертолет был принят на вооружение.

Вертолет был весьма оригинален, в основном за счет новаторского днища лодочного типа и боковых поплавков-балонетов. Машина имела убирающееся шасси.

Из оружия конструкторы смогли разместить довольно приличный набор поисковых средств, а из ударного Ми-14ПЛ мог нести противолодочную (или противокорабельную) торпеду, или глубинные бомбы общим весом до 2 000 кг или атомную глубинную бомбу «Скальп» мощностью в 1 килотонну.

Всего до 1986 года было выпущено 273 Ми-14 всех модификаций: противолодочный ПЛ, поисково-спасательный ПС и тральщик БТ.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Весьма оригинально вышло, но на экспорт было отправлено больше машин, чем осталось в СССР. 150 вертолетов получили «союзники»: Польша, Вьетнам, Болгария, Куба, Йемен, КНДР, Югославия, Румыния, ГДР, Сирия и Ливия.

В некоторых странах (Польша, Украина, Грузия и др.) вертолеты используются в настоящее время.

Чем вертолет был хорош и чем запомнился?

Очень знаковым было прозвище «Лайнер». За удобную и просторную компоновку кабины и невысокую вибрацию.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Ми-14 имел очень впечатляющую дальность полета. Он мог находиться в воздухе 5,5 часов, совершать перелеты на расстояние до 1100 км или 2 часа вести гидроакустический поиск. Надежность тоже была сильной стороной.

Конечно, главной отличительной особенностью вертолета была полноценная возможность посадки на воду, перемещения по поверхности воды и последующий взлет. Кроме того, в случае отказа двигателей Ми-14 мог сесть на воду и не утонуть, как это получалось у его преемника Ка-27.

Почему Ми-14 в 1992 году сняли с вооружения – вопрос. Аргументы были очень сильно так себе: устарелость авионики Ми-14 и необходимость перехода на вертолеты, способные действовать не только с береговых баз, но и с палуб авианесущих кораблей. Ну и общее сокращение Вооруженных сил.

Хорошо, вертолет вне сокращения на смену появился. Ка-27. Он действительно хорошо взлетал и садился на палубы кораблей, но… Вопрос из 2020 года: сколько тех кораблей у нас осталось? И сколько мы в состоянии построить в недалеком будущем?

А вот относительно авионики спорили многие и много кто встал на защиту вертолета. Авионику очень просто сменить в рамках модернизации, что, собственно, и продемонстрировали поляки. И у них Ми-14ПЛ с совершенно современной начинкой нормально выполняет свои обязанности на Балтике. Да, поляки тоже выводят Ми-14 из состава вооруженных сил, но делается это только сейчас, после стольких лет эксплуатации.

Многие авторы публикаций высказывали версию о том, что Ми-14 стал жертвой целенаправленной «работы» американских спецслужб и дипломатии. Ми-14, очень хорошо зарекомендовавший себя как средство для обнаружения подводных лодок, в том числе малошумных, которые считались неуловимыми, очень сильно заставлял нервничать наших новых заокеанских «друзей».

А потому, пользуясь фактически вседозволенностью и оказав необходимое давление на Ельцина, американцы убрали Ми-14 из состава флотской авиации и тем самым значительно облегчили жизнь своим подводникам.

Эту версию поддержал в одном из интервью главный конструктор АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» (теперь входит в холдинг «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова») Александр Талов.

И нельзя не согласиться с теми, кто считает, что за этим просматривается рука США. Слишком неоправданно смотрелся вывод Ми-14 из авиации и слишком на руку американцам это все было.

Признаемся, что после того, как в СССР появились Ми-14 и Ка-27, больше машин аналогичного класса у нас не было. И сегодня все, чем располагает морская авиация в плане противолодочных средств – это Ка-27, которые флот «донашивает». И еще некоторое количество Ка-27 в распоряжении пограничной службы ФСБ.

Какой вертолет нужен?

Вопрос, нужен ли России сегодня (про завтра я уже не говорю даже) современный противолодочный вертолет, излишен. Вертолет нужен, и здесь обсуждать нечего.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Другой вопрос: какая машина? Многоцелевая или ударная?

Вообще сегодня, согласно мнению многих экспертов, нашему флоту очень не хватает транспортного вертолета. Значит, многоцелевая машина.

Вообще опыт применения Ми-14 в качестве грузопассажирских машин (модификация Ми-14ГП, произведенная компанией «Конверс-Авиа») на нефтегазопромыслах был. Экземпляр Ми-14ГП в 1996-1997 годах успешно обслуживал буровые платформы на Каспии.

То есть, ВМФ России должен получить новый универсальный вертолет-амфибию, который заменит Ми-14 и Ка-27. И будет обладать более современными двигателями, новой цифровой авионикой. Естественно, уделить внимание дополнительной плавучести, на волне более 3 баллов при выключенном винте вертолеты переворачивались.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Ну и естественно, вооружение.

У Ми-14ПЛ в герметичном отсеке располагались в двух кассетах 36 буев РГБ-НМ «Чинара» или 8 РБГ-Н «Нива». Вместо буев в отсеке помещалась противолодочная торпеда АТ-1 или разработанная на ее базе малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда ВВТ-1 «Стриж». Можно было разместить противолодочные бомбы ПЛАБ-50-64, ПЛАБ-250-120 и ПЛАБ-МК.

Мощность силовой установки Ми-14 хватало, чтобы транспортировать в пределах дальности действия вертолета ядерную глубинную бомбу «Скальп», изделие весом более полутора тонн. Вообще 2 000 кг боевой нагрузки позволяли весьма широко конфигурировать набор вооружений на вертолете.

Возобновление производства

Но набор вооружений – это дело вторичное. Главный вопрос в том, возможно ли вообще возобновить производство хотя бы Ми-14, не говоря уже о более новых моделях?

Это непросто, в Казани уже столкнулись с кучей проблем при возобновлении производства Ту-160. Восстановление конструкторской документации, технологических цепочек, смежных поставщиков, кадров, которые работали над проектами…

С самолетом в Казани справились. Это обнадеживает. Возможно, что получится и с вертолетом.

Конечно, частично выручат старые Ми-14, которые можно модернизировать, и на этом «набить руку». Капитальный ремонт и последующая модернизация – это то, что может значительно облегчить весь цикл.

Есть некая уверенность, что в Казани смогут решить проблемы, описанные выше, и наладить производство если не нового вертолета, то хотя бы хорошо модернизированного Ми-14ПЛ. С более мощными двигателями и авионикой нового поколения.

Эксперты считают, что сегодня потребность флота оценивается примерно в 100 машин, как противолодочного характера, так и поисково-спасательных.

Вслед за Ту-160 – Ми-14?

Главное – не увлекаться фантастическими проектами. «Суперджет» и МС-21 у нас уже есть, потому стоит действовать более рационально и приземленно. Тогда проще взлетать.

И последнее. То, что сейчас реализуются проекты «родом из СССР», типа Ил-476 и Ту-160М2, свидетельствует сразу о двух вещах.

Первое – получается, что советские самолеты и вертолеты были вполне себе прекрасны, поскольку через 30 лет им невозможно пока придумать замены.

Второе – российская конструкторская школа не в состоянии обогнать тех, кто полвека назад придумывал новые модели самолетов и вертолетов.

Второму оправдание есть. В мире вообще немного новых моделей из года в год. Все-таки не начало прошлого века, когда для появления нового самолета нужна была машина фанеры, полотно, лак и автомобильный двигатель.

Сегодня каждый новый самолет или вертолет – это достижение, поскольку разработанный с нулевого уровня летательный аппарат – это очень сложное решение. Это комплекс сложных решений.

Учитывая, что материалы, технологии, цифровые системы совершенствуются постоянно, работа «с нуля» весьма и весьма проблематична.

И здесь вполне реален тот путь, который избрали американцы. Вспомним F-16, который совершил первый полет в 1974 году, а на вооружение был принят в 1979 году. И стоит до сих пор. Вопрос, насколько тот, первый самолет отличается от тех, что сегодня стоят на взлетных полосах американских аэродромов спустя 40 лет?

Уверен, разительно. При внешнем сходстве внутри эти самолеты совершенно другие.

Почему этот путь не применим для нас?

Да, есть планы разработать амфибию на базе Ми-38. Но для этого надо сперва «обкатать» сам Ми-38, освоить его выпуск, обслуживание и ремонт.

В то же время, у нас есть уже амфибия, с которой все можно провернуть в стиле F-16. Тем более, что вертолетов-амфибий флоту требуется действительно не так много. И ради сотни вертолетов, возможно, не стоит разрабатывать новый проект.

Один раз мы уже насмешили весь мир желанием сконструировать нечто «не имеющее аналогов в мире», в смысле «Суперджет». Который по сути и характеристикам это бразильский «Эмбрайер».

В то же время, уже упоминавшийся Ил-476 только внешне похож на прародителя Ил-76. Изнутри это совсем другой самолет.

Почему не сделать так же с противолодочным вертолетом, который, если верить радеющим за флот, очень нужен нашему флоту?

Источник

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.